Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

В Билефельде прошла международная конференция по вопросам политической системы и культуры Рима

Организатором конференции выступил Роман Фролов, доцент кафедры всеобщей истории ЯрГУ, при поддержке Фонда Александра фон Гумбольдта и коллег из университетов Европы.

Роман Фролов ответил на вопросы о прошедшем событии. 

- Конференция состоялась во многом благодаря вам, выигранному вами гранту. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Конференция объединила множество людей и ресурсы целого ряда организаций.  В 2017 г. я получил исследовательскую стипендию Фонда Александра фон Гумбольдта (Humboldt-Forschungsstipendium für Postdoktoranden), которая позволила реализовать научный проект в Германии на базе университетов Бремена и Билефельда. Помимо стипендии, Фонд предоставил принимающим меня университетам средства для поддержки проекта. Совместно с проф., д-ром Тассило Шмиттом (Бремен) и проф., д-ром Уве Вальтером (Билефельд) мы решили направить большую часть этих ресурсов на проведение международной конференции.Помогли консультации с проф. Кэтрин Стил (университет Глазго), именно ей конференция обязана формулировкой темы. Соорганиатором согласился стать д-р Кристофер Бёрден-Стревенс(университет Кента).

- Какую цель вы ставили, проводя эту конференцию? 

- Целью конференции было оценить, что дает для изучения политической системы и политической культуры Рима эпохи Поздней Республики и Ранней Империи акцент на феномене политической инициативы. Речь идет о проактивной политической деятельности, когда участник политического процесса совершает то или иное действие (например, предлагает законопроект) самостоятельно, не будучи принужден к этому обстоятельствами или другими лицами. Как ни странно, такая постановка вопроса ранее не применялась к этому периоду и соответствующему материалу источников, это отметили многие участники.

Важно подчеркнуть, что конференция объединила исследователей, которые работают в разных странах, но занимаются очень сходной проблематикой и потому в состоянии оценить, проверить и поставить под сомнение аргументы друг друга - в мире всего несколько десятков активно работающих специалистов по политической культуре поздней Римской Республики и Ранней Империи. Мы постарались собрать – и, как мне кажется, нам это вполне удалось – представительную группу из числа таких учёных, работающих в разных точках планеты – от Австралии до России и США.

Важная задача конференции - создать условия специалистам для оценки и проверки сути аргументации друг друга, не отвлекаясь на слишком общие рекомендации. Также важно было актуализировать существующие контакты с коллегами из разных стран и создать задел для дальнейшего сотрудничества: это и предварительная договоренность о приезде к нам в Ярославль проф. Александра Якобсона (Еврейский университет в Иерусалиме) и д-ра Александры Экерт (университет Ольденбурга), и мое пребывание у британских коллег в ноябре этого года (в университетах Глазго, Ньюкасла и Кента), и планы по подготовке сборника статей конференции.

- Кого из участников вы могли бы отметить?

- Все участники вкладывали свои усилия в общее дело, выделить кого-то чрезвычайно сложно. Конференцию открывал доклад проф. Александра Якобсона (Еврейский университет в Иерусалиме) – одного из ведущих специалистов по политической истории и политической культуре античного Рима. Он публиковал труды по электоральным механизмам Римской Республики и дискуссии о характере ее политической системы, а в настоящее время работает над новой обобщающей монографией на эту тему и много пишет о ранней Римской Империи (эпохе Принципата). Доклад А. Якобсона на нашей конференции был посвящён тому, как в Римской Республике народ побуждал элиту к политической инициативе. В эпизодах, проанализированных А. Якобсоном, элита только реагировала на то, что от нее ожидал народ, но отказывать ей в обладании политической инициативой все же необязательно. Рядовые граждане не могли договориться о содержании своих инициатив, облечь их в форму конкретных предложений, идей, проектов. Представитель политической элиты (сенатор, магистрат), к которому были обращены противоречивые призывы из толпы, сам формулировал затем те предложения, которые, как он полагал, будут поддержаны массой граждан и обеспечат ему популярность и поддержку на выборах.

В конференции участвовали российские специалисты мирового уровня, которые работают над данной проблематикой. С докладом о политической инициативе римской армии выступил проф., д.и.н., заведующий кафедрой истории Древнего мира и классических языков ННГУ им. Н.И. Лобачевского Александр Валентинович Махлаюк.

Мы стремились также привлечь к участию в мероприятии коллег, имена которых пока менее известны в нашем профессиональном сообществе. Так, д-р Эван Джувелл (Колумбийский, а ныне Джоржтаунский университет), недавно защитивший диссертацию, рассказал о роли молодого поколения римских политиков (iuventus, adulescentes) как источника политической инициативы. В период Республики они рассматривалась как потенциальные плебейские трибуны, а в эпоху Августа – как будущие члены политического класса, способные служить опорой режима.

- Кому из организаторов и тех, кто вам помогал, вы хотели бы выразить благодарность?

Я благодарю соорганизатора конференции, д-ра К. Бёрден-Стревенса, и принимавщих меня в Германии проф., д-ра Т. Шмитта и проф., д-ра У. Вальтера, без которых конференция бы не состоялась. Проф. К. Стил – за консультации на ранних этапах планирования конференции и за замечательное выступление на ней; сотрудников университетов Бремена (К. Хаазе), Билефельда (С. Плитт, З. Темме, Д. Метина, М. Шпайха, А. Штарке, П. Хильгерденаара) и Кента (Дж. Тёрнер) – за организационное сопровождение и обеспечение проведения конференции. Сотрудников Фонда Александра фон Гумбольдта (Ш. Кохиуса) – за консультации по вопросам финансирования; проф., д.и.н. В.В. Дементьеву – за неоценимую поддержку, которая ощущалась на всех этапах подготовки и реализации мероприятия. Сотрудников УНИ ЯрГУ им. П.Г. Демидова (А.Л. Мазалецкую) – за информационную поддержку. И, конечно же, конференция была бы невозможна без докладов всех тех, кто откликнулся на наше приглашение, и оказалась бы гораздо менее интересной и насыщенной без вопросов со стороны заинтересованной аудитории.

Возврат к списку