Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Наш адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14
График работы с посетителями в отделах университета:
пн, вт, ср, чт: 9.00-12.00, 14.00-17.00,
пт: 9.00-12.00, 14.00-16.00.
Приемная комиссия: +7 (4852) 303210
Ректорат: +7 (4852) 797702
Факс: +7 (4852) 255787
e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Эффективный вуз. Что это значит?

В феврале ЯрГУ прошел процедуру внешней оценки системы управления качеством вуза на соответствие критериям Модели Совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) на уровне «Признанное совершенство», став на одну ступеньку ближе к лучшим европейским организациям. В феврале ЯрГУ прошел процедуру внешней оценки системы управления качеством вуза на соответствие критериям Модели Совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) на уровне «Признанное совершенство», став на одну ступеньку ближе к лучшим европейским организациям.

О практике применения Модели Совершенства EFQM в сфере образования и своих впечатлениях от ЯрГУ рассказал руководитель экспертной группы, заместитель директора Центра экспертных программ Всероссийской организации качества, руководитель партнерской программы EFQM в России, кандидат физико-математических наук Анатолий Сафонов.

- Расскажите подробнее о Европейском фонде менеджмента качества (EFQM) и Модели Совершенства EFQM. Что это за модель и для чего ее применяют?

- Фонд - это некоммерческая организация, созданная в 1989 году 14 ведущими европейскими компаниями, в числе которых Bosch, Volkswagen, Electrolux, Nestlé, Philips Electronics, Renault, с миссией продвигать деловое совершенство в Европе и видением мира, в котором европейские организации занимают лидирующие позиции. Кроме того, EFQM является учредителем самой престижной Европейской премии в области качества - EFQM Excellence Award.

Теперь о самой Модели. Сегодня в мире конкурируют не предприятия с их товарами и услугами, а системы управления этих предприятий. Подавляющее большинство нежелательных событий обусловлено самой системой, а не ошибками исполнителей. Это общепризнанные факты. В такой ситуации первоочередной задачей менеджмента становится выстраивание и совершенствование системы управления организацией на основе лучших мировых практик.

Эффективным инструментом построения системы управления организации являются национальные и региональные премии по качеству. Они и считаются Моделями совершенства. Наиболее известная и широко применяемая - Модель Совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM). Это практический инструмент, который помогает организациям установить целостную всеобщую систему управления, измеряя, где они находятся на пути к Деловому Совершенству, помогая им понять пробелы в деятельности, и затем, стимулируя необходимые комплексные решения для достижения успеха.

Организации находятся на разных этапах своего развития и не могут одномоментно стать лучшими в своих отраслях и на равных конкурировать с лидерами. Для поэтапного пути к совершенству Фондом разработана схема уровней Совершенства EFQM, мотивирующая организации к проведению системных улучшений – «Стремление к совершенству», «Признанное совершенство» и «Награда EFQM за совершенство».

- В чем состоит привлекательность Модели Совершенства EFQM для образовательных учреждений?

- Европейские образовательные учреждения практически с первых лет применения Модели Совершенства активно участвовали в деятельности EFQM. Они занимают заметную долю среди дипломантов и лауреатов Европейской премии по качеству. Более 300 учебных заведений Европы имеют сертификаты EFQM различных уровней. В Испании, например, использование Модели для самооценки является важнейшим показателем, принимаемым во внимание при аккредитации.

Привлекательность Модели Совершенства для образовательной сферы обусловлена рядом причин: не предписывающим характером Модели (ведь организация вправе критерии Модели наполнять важными для своей деятельности подходами и показателями); максимальным вовлечением персонала и учетом его мнения; минимумом дополнительных документов. В этом отношении Модель – не предписывающая гибкая структура и именно в этом ее привлекательность и живучесть.

- А как обстоят дела с российскими вузами?

- К настоящему времени российскими вузами также накоплен достаточно большой опыт проведения самооценок деятельности, причем они проводятся в различных вариантах. Это и использование моделей Совершенства EFQM, а также премий Правительства России и отдельных регионов, вузовских премий по качеству, типовой модели системы качества образовательных учреждений, стандарта ИСО 9004, ENQA (Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования – прим. ред.).

Безусловно, уникальным опытом применения Модели Совершенства EFQM в России был трехлетний проект MANRU, реализованный на базе ЯрГУ совместно с европейскими и российскими партнерами (Raising Management Quality in a Russian University - повышение качества управления в российском университете – прим.  ред.).

- Вы много раз употребляли слово «самооценка». Что под ним подразумевается и какова процедура проведения самооценки?

- Самооценка по критериям Модели Совершенства EFQM является ключевым инструментом ее применения. Самооценка – это всесторонняя, регулярная системная оценка деятельности организации и ее результатов. Самооценка позволяет организации выявить сильные стороны и области для улучшений. По результатам самооценки разрабатываются и реализуются планы усовершенствования, выполнение которых подлежит дальнейшему мониторингу. Организация должна регулярно проводить этот цикл действий, добиваясь тем самым постоянного совершенствования.

EFQM рекомендует применять стратегию самооценки для проведения улучшений. Я убежден в том, что правильно примененная самооценка помогает любым организациям, как крупным, так и малым, работающим в любом секторе, функционировать более эффективно.

- Теперь давайте поговорим о результатах внешней оценки - выявленным сильным сторонам и областям для совершенствования деятельности ЯрГУ.

- Хорошо, давайте начнем с сильных сторон. ЯрГУ на протяжении последних лет показывает стабильно высокие результаты, особенно впечатляют объемы научно-исследовательских работ.

Вспомним и результаты нашумевшего мониторинга эффективности вузов, проведенного Минобрнауки России. ЯрГУ оказался одним из немногих эффективных вузов Ярославской области. Подтверждение этих выводов мы находим в результатах и других независимых исследований, например в «Мониторинге качества приема в вузы» за 2012 год, проведенном Высшей школой экономики и РИА Новости, где ЯрГУ занял 9 место среди 86 классических университетов.

Мне кажется интересным опыт взаимодействие университета с жителями города и региона. Впечатлила волонтерская деятельность, работа с детскими домами и пожилыми людьми, бесплатная юридическая помощь населению (юрклиника на юридическом факультете – прим. ред.), консультативная помощь жителям Ярославля и Ярославской области в сфере русского языка и культуры речи (служба русского языка - прим. ред.). Достигнуты хорошие результаты в спорте.

Что касается персонала, отмечу, баланс возрастного состава и квалификации сотрудников университета. В ЯрГУ также самая высокая средняя заработная плата среди высших учебных заведений Верхневолжского региона, превышающая среднюю заработную плату по экономике в Ярославской области.

Все это стало возможно благодаря применяемым подходам к определению целей и перспектив развития вуза, своевременной реакции на изменения внешней среды, взвешенной политике в области персонала, разработке современных подходов в управлении бизнес-процессами.
- Внешняя оценка университета выявила основные направления развития университета. Расскажите о них подробнее.

- В первую очередь отмечу необходимость более широкого использования обратной связи от заинтересованных сторон: обучающиеся, выпускники, сотрудники университета, работодатели и др. Требуется более интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс и систему управления. Не в полной мере доведены до персонала элементы стратегического планирования. Недостаточная распространенность использования Модели Совершенства EFQM (как эффективного инструмента проведения самооценки университета) на факультетах, в управленческих подразделениях.

- Каким вы видите дальнейший путь движения университета к Совершенству?

- На первом этапе нужно разработать и провести мероприятия по совершенствованию деятельности на основе полученного от экспертной группы обратного отчета.

Далее, я уже говорил, что Фондом разработана схема поэтапного продвижения организаций по пути Совершенства. Можно также заявить о себе, приняв участие в Премии Правительства РФ в области качества и далее двигаться к заветной вершине - «Награда EFQM за совершенство».

Возврат к списку