Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Наш адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14
График работы с посетителями в отделах университета:
пн, вт, ср, чт: 9.00-12.00, 14.00-17.00,
пт: 9.00-12.00, 14.00-16.00.
Приемная комиссия: +7 (4852) 303210
Ректорат: +7 (4852) 797702
Факс: +7 (4852) 255787
e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Екатерина Шиханова: "Зачем мне нужна математика?"

Вообще человек, знающий математику, подобен магу – ведь он может всё! Хотелось бы стать таким магом! Я иду по улице нашего милого Борка. Идёт снег – мне на рукавицу падают снежинки. Разглядываю их. Все они – разные, но есть у них много общего. Почти все повторяют в своём строении некоторый основной рисунок, увеличивая его постепенно многократно. Так хотелось бы стать волшебником и создавать всё это многообразие, всё увеличивая и увеличивая масштабы! Наверное, и вариантов может быть очень много, и, соответственно, форм! А ведь этот набор масштабов в узорах – не только в снежинках! Он весной – в беге ручейков и их собирании в одну большую реку, летом – в каждом растении здесь у нас, в Борке – в ветвлении ствола и веточек деревьев, в листьях! Его только нужно заметить! Наверное, можно описать все эти масштабы  и уж кому-кому, как не людям, знающим математику, это сделать! Если бы найти  секрет построения и создания красоты и гармонии вокруг, его начало и первоистоки – я могла бы видеть больше, чем открывает природа при первом, поверхностном взгляде! Наверное, теория подобия или что-то похожее  -  могла бы здесь помочь!

Но ведь, представляя стройные математические закономерности, которыми наполнен мир, можно не только видеть, но и слышать больше! Можно понимать причины диссонансов в музыке,  удалиться от неприятного голоса зная, что всё дело – в дисгармонии, может быть, в разных периодах колебаний звуковых волн, оценить наличие резонансов, совпадений частот. Ну как в таких оценках  обойтись без математики?
Ритмы, периодические процессы – я представляю, сколько их вокруг нас. История Вселенной, нашей страны, да и просто сама наша жизнь – это ведь основные загадки, над ними раздумывает едва ли не каждый человек хотя бы однажды. Знания о свойствах тригонометрических функций,  их суперпозиции, конечно, помогают мне оценить периоды самых разных явлений, понять причины так называемых глобальных потеплений – и не поддаться панике, смириться с высокой активностью Солнца, скажем, в 2013 году, зная, что в последующие годы наступит минимум, и процесс будет повторяться периодически. А зная свойства  случайных почти периодических процессов можно и к диагнозу врача – кардиолога, анализирующего кардиограмму, и к прогнозам сейсмологов, отнестись с уже большим пониманием, я думаю. Всё зависит от того, каким математическим аппаратом человек владеет на настоящий момент. Хотелось бы научиться этому и мне!

Вообще человек, знающий математику, подобен магу – ведь он может всё! Хотелось бы стать таким магом! Уже сейчас мы с подружками часто удивляем мам умением оценивать вероятность шансов на успех в лотереях, розыгрышах,  в формировании команд, считать число комбинаций, сочетаний, умением читать между строк – например, можно установить авторство текста, обладая набором определённых текстов тех или иных писателей.  Можно предсказать, каков будет улов рыбы, оценить примерную массу готовящегося родиться малыша, обосновать получение нового сорта растений или вида животного,  предсказать приливы океана и даже вычислить траекторию кометы, не говоря уж о вычислении местонахождения планеты, до сих пор неоткрытой! Хотела бы я знать все те разделы теории вероятностей, которые помогают стать таким волшебником, помогающего людям столь конкретно!

Мне известна легенда об основании царицей Дидоной города Карфаген. Удивительно, но она уже тогда, в древности понимала, что среди фигур с заданным периметром наибольшую площадь имеет круг! Думаю, что она была прилежной ученицей именно в области математики. Нашей семье  сейчас в связи со строительством дома то и дело требуется решать задачи, связанные с оптимальным использованием тех или иных материалов. Уже сейчас я знаю, что применение производной могло бы мне очень помочь при расчётах и существенно сэкономить семейный бюджет. А в задачах на делёж и разрезание оценка площадей фигур и комбинаторика порой приносят мне самые ощутимые результаты при делении тортов и загадывании загадок в компаниях друзей на днях Рождения ! Но восхищаться можно и порядком, который демонстрирую сами числа, а уж потом можно отыскать  применение этим закономерностям! Удивительно, что, используя теорему Пифагора и отрезки  с целой длиной,  можно получить пример иррационального числа! А загадочное число  ПИ с нескончаемой записью найти  везде, где есть окружность, из измерений! Оказывается, по краешку - черепку древней тарелки можно восстановить размер тарелки – ведь окружность можно восстановить по трём точкам! И я это непременно сделала бы, если бы попала в какой-нибудь археологический отряд! А разве не универсальны приёмы, показывающие, что  бесконечный ряд 1+1/2+1/4+… , сколько чисел не записывай, никогда не превысит при суммировании  двойки? А само понятие предела и бесконечности? В какой области наук ещё могло появиться столь красивое и совершенное понятие, дающее возможность нам представить необозримость Вселенной и ограниченность временных рамок многих процессов? Важно, что в математике введено понятие числовой оси и отрезка – ход истории тоже можно отмечать на временной оси. А задача, в которой  показывается, что  каждому из чисел на отрезке [0;1]  можно поставить в соответствие число на числовой прямой,  тоже имеет глубинный смысл! Здесь бесконечность чисел ещё и переплетается с понятием взаимно однозначного соответствия, не зная которого я никак бы не смогла ответить на вопрос, почему в школе, количество учеников которой равно 400, как минимум два из них будут отмечать День Рождения в один день!

Да, все мы знаем, что время нашей жизни конечно и очень ограничено - не более 100 лет в Средней полосе. Но Математика помогает мне абстрагироваться от этих мрачных мыслей, она открывает возможности радоваться Красоте и Гармонии, открывает пути человека в познании окружающего. Часто мы можем  экспериментальные данные  с достаточной точностью описать функциями, мы даже можем задавать (в разных системах координат – декартовой, полярной, сферической) положение точки и следить, какие причудливые линии можно увидеть в её движении. С помощью математики можно  выразить движение броуновской частицы – молекулы чернил в стакане на химии, или движение муравья по стволу дерева и моделировать, пробовать разные сценарии их поведения, совсем не затрачивая никаких ресурсов, кроме, быть может, вычислительных! А удивительный метод математической индукции, освоить который было моей мечтой уже три года! Ведь тот, кто владеет им, может доказывать самые разные закономерности, описывая даже порядок построения таинственных чисел Фибоначчи практически везде вокруг нас!

Пожалуй,  если говорить в целом - математика нужна мне, чтобы жить. Жить, то есть ощущать мир -  наш земной шар, Вселенную, себя в ней адекватно. Смеяться, шутить, писать стихи, уметь восхищаться, уметь построить разговор, не загромождая его лишними словами, держать логику рассуждений, легче и естественнее, зная основы математики. Хоть немного обладая знаниями в области геометрии и теории вероятностей, я могу понимать, в чём суть основных работ наших великих российских учёных и педагогов – Магницкого и Киселёва, Лобачевского и Чебышева, Стеклова и Ляпунова, Александрова и Колмогорова, Арнольда и Перельмана! А ведь гордость за Российскую математическую  школу – это гордость и за Россию! Если в будущем я буду путешествовать и попаду вдруг в ситуацию, где придётся применить какой-то математический аппарат, думаю, знание математики компенсирует мне, хотя бы частично, незнание  терминологии чужого языка. Ведь математика  - ещё и язык символов, международный язык. Знание математики помогает мне в программировании - в решении самых разнообразных задач – ведь все компьютерные программы базируются на логических алгоритмах каких-то фундаментальных, теоретических разделов, и я считаю, что информатика – это тоже часть, ветвь математики.

Мне верится, что, какую бы профессию я не избрала, но уж точно, математика, как верный друг, думаю, всегда подставит своё плечо, если мне будет сложно ответить на какие-то вопросы!

Возврат к списку