Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Наш адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14
График работы с посетителями в отделах университета:
пн, вт, ср, чт: 9.00-12.00, 14.00-17.00,
пт: 9.00-12.00, 14.00-16.00.
Приемная комиссия: +7 (4852) 303210
Ректорат: +7 (4852) 797702
Факс: +7 (4852) 255787
e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Учиться, чтобы работать или работать, чтобы учиться?

Должен ли студент работать? В чем причина высокой актуальности данной темы, и какие аргументы приводят противники и сторонники students operari (студента работающего). Должен ли студент работать? В чем причина высокой актуальности данной темы, и какие аргументы приводят противники и сторонники students operari (студента работающего).

Пропускать занятия, которые могут оказаться очень важными, ради пары часов на рабочем месте или идти в университет в ущерб прибыльной и интересной работе, сулящей большие перспективы. Как найти баланс и нужно ли его искать?

Логичен ответ, что задача студента учиться, то есть получать знания, чтобы в будущем эффективно работать и успешно строить карьеру. Да и дневная форма обучения не предполагает необходимого для работы количества времени. Если совмещать и то, и другое, да еще и неумело, толка не будет нигде и никакого. Тем более, если студент учится, к примеру, в медицинском вузе. Вы бы пошли на прием к доктору, зная, что он пропустил 50% занятий, зарабатывая на iPad?

Чаще всего в попытках трудоустроиться во время учебы нами движет желание быть экономически независимыми и распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению - в этом порыве можно увидеть своеобразный протест родителям (все мы родом из детства). Но есть и другой вариант: вполне возможно, что в нас просыпается «взрослый» и эта идея-фикс (иметь собственные деньги и распоряжаться ими) не что иное, как желание быть самостоятельным. Конечно, помимо этой причины можно назвать еще много факторов, побуждающих студента трудоустроиться: желание получить опыт работы и хорошие рекомендации, завести полезные знакомства с потенциальными работодателями, доказать родителям свою зрелость и так далее.

Но ведь учимся мы, чтобы эффективно работать. А как можно работать без практики, имея в арсенале лишь теорию, которая порой сильно устарела? Не будем лукавить – никак. Только на практике можно понять реальные экономические процессы. Не зря же вчерашним выпускникам работодатели говорят: «Забудьте все, чему вас учили в университете».

Но надо еще подумать о том, о какого рода работе мы говорим. Одно дело идти по специальности, приобретая опыт и получая бесценные практические знания. Это совершенно не вредно, а наоборот полезно и должно приветствоваться. Другая ситуация, когда, например, студент-юрист работает в магазине продовольственных товаров. Согласны, могут быть разные обстоятельства, которые просто вынуждают идти работать, пусть и не по специальности, а просто туда, где платят. Да и работодатели требуют от выпускников стаж работы, совершенно не думая, на какие жертвы приходится идти студентам, чтобы его приобрести. А без опыта кто возьмет студента работать во время учебы? Замкнутый круг.

Что касается преподавателей, то их реакцию на такой вопрос можно предугадать: конечно, большинство будет «против», потому что работа отвлекает от образовательного процесса. Потому, что преподаватели ревностно относятся к своему предмету, лекционному курсу или семинару. Хотя бывают и такие, кто закрывает глаза на пропуски и прогулы – лишь бы на экзамене студент все знал. Но подобные преподаватели-либералы большая редкость. Работодатели в свою очередь тоже неохотно принимают на работу студентов, особенно студентов-очников. И это объяснимо – ведь такого сотрудника придется отпускать на сессии (согласно букве закона), да и на важные пары студент наверняка будет отпрашиваться, соответственно, весь положенный ему объем работы  выполнять не будет. Но и здесь не обходится без исключений – некоторые компании открыто заявляют о готовности выстраивать рабочий график так, чтобы студент не наносил урон своей учебе из-за трудовой деятельности.
Если конечно работа не поглощает абсолютно все ваше свободное время, чтобы оставалось время и на самостоятельную домашнюю работу, можно и поработать. В конце концов, высшее образование предполагает самостоятельные изыскания. Идеально работать в свободное от учебы времени с понимающим начальством, которое отпустит вас и на сессию и с пар не заставит уходить.

«Демидовский университет» провел мини-опрос (в опросе участвовало 300 человек), в результате которого выяснилось - половина студентов считает, что работать можно лишь при условии успешного сочетания трудовой деятельности с учебой. Многие готовы трудиться лишь в период каникул (например, летних) или устраиваться на сезонные подработки. Отметим также, что одинаковое количество опрошенных - по 10% с каждой стороны – придерживаются диаметральных точек зрения: работать только в случае крайней необходимости (если жить не на что) и обязательно приобретать опыт работы по будущей специальности.

Анастасия Михайлова,
студентка экономического факультета,
Анастасия Харченко,
студентка исторического факультета

Возврат к списку