Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Переход в онлайн: побеждает подготовленный

К гонке под названием «Быстрый переход на дистант», в которой сейчас участвует вся образовательная сфера нашей страны, кто-то оказался готов больше, кто-то меньше, кто-то совсем не готов. Преимущество на старте обеспечили себе те, кто знает, что такое дистанционные образовательные технологии не понаслышке и умеет их использовать в учебном процессе. О «твиче», «дискорде» и «стримах» мы поговорили с Ильей Апальковым, кандидатом технических наук, доцентом кафедры инфокоммуникаций и радиофизики физического факультета ЯрГУ, директором компании «А-Вижн», идейным вдохновителем и преподавателем проекта «U-курс: создание и понимание программ».

— Дистанционные технологии в образовании вам хорошо знакомы. Тем не менее переход на 100-процентное онлайн-обучение на практике оказывается непростым. Сколько времени вам потребовалось, чтобы адаптироваться к полностью дистанционному формату?

- На самом деле многие элементы, которые потребовались для того, чтобы совершить этот переход были уже более-менее готовы. Взять тот же «U-курс» — большое количество заданий, проверок уже были ориентированы на сеть, в том числе на постоянное взаимодействие со студентами через чат. Оставался вопрос: как перевести в этот формат лекции, практические и лабораторные? На практических занятиях мы занимались на доске, в обычном аудиторном режиме: люди выходили, писали на доске какой-то программный код, мы разбирали, что к чему. Программирование на доске – оно, конечно, такое… своеобразное, но получалось неплохо. С лабораторными работами попроще. Люди за своими компьютерами что-то делают и задают вопросы о том, что у них не получается.

Вопрос с лекциями удалось закрыть трансляциями. Почему Twitch, а не YouTube или другие платформы? С одной стороны, студенты подсказали, они технологии хорошо чувствуют, с другой — надо же игровую компоненту иметь внутри образовательного процесса. Мне кажется, Twitch закрывает этот вопрос, можно ставить галочку – «игровая компонента» выполнена. Студенты же предложили делать практику в Discord – выходит нормально. «Отвечающий у доски» печатает в своем редакторе программный код, остальные смотрят, консультант подсказывает, отвечает на вопросы, говорит, на что обратить внимание. Получается полноценный «ответ у доски».

— Какие еще платформы вы используете?

— Для предоставления результатов лабораторных работ, домашних работ используется GitHub, это стандарт в индустрии. К тому же у университета есть расширенные возможности по использованию этой платформы. У GitHub есть некоторая надстройка — GitHub Education, которая позволяет контролировать исполнение заданий студентами (не так давно они добавили еще и автопроверку заданий). По сути, GitHub Classroom работает как LMS (learning management system): создаётся курс, к курсу прикрепляются студенты с созданными аккаунтами, я создаю задания, которыми делюсь по сгенерированной ссылке.

— Могут ли преподаватели других дисциплин использовать эту платформу?

— Это зависит от специфики заданий, но если речь идет о написании текстов в том или ином виде, то, в принципе, это можно использовать. Если кто-то захочет попробовать, я готов посодействовать уложить содержимое какого-либо курса в те форматы, которые возможны.

— Ваш опыт говорит о том, что под разные учебные задачи лучше использовать разные платформы?

— Я считаю, пусть расцветают все цветы: какие-то увянут, какие-то останутся. Все были поставлены перед фактом, что нужно перейти на дистанционку, все пошли более-менее разными путями. Нужно пробовать всё, пусть студенты видят, какие технологии бывают. Содержание курсов, на мой взгляд, гораздо важнее, чем способ доставки. Просто с течением времени будут использоваться те инструменты, которые лучше себя зарекомендуют для образовательного процесса.

— Какое будущее вы предсказываете онлайн-обучению?

— Многие могут привыкнуть к формату онлайн за это время, и, возможно, некоторые предметы могут и не вернуться в офлайн. Но все-таки передача знаний — это общение с правильными людьми. Я имею в виду преподавателей. Как-то так получается, что бывает недостаточно посмотреть лекции на YouTube, надо их ещё и с кем-то обсудить. В правильно сформированной интернет-среде можно получить знания, но все равно нужно какое-то место для прямого общения, для совместной работы.

Что точно стоило бы сохранить из онлайн-активностей, так это чаты — для оперативного взаимодействия со студентами. Это было бы замечательно. Единого места для того, чтобы задать вопрос по предмету, нет — задать вопрос можно только на лекции, которая бывает раз в неделю. Потому так важна возможность связаться с преподавателем в момент, когда это необходимо.

 — Что вы можете порекомендовать тем, кто еще в процессе перехода на дистант?

— Не делайте видеозаписи, лучше стримьте. Стрим предполагает работу в реальном времени, это важно, потому что помогает бороться с перфекционизмом. Если записывать лекцию на видео, постоянно будет хотеться что-то перезаписать, и лекция в полтора часа будет записываться пять. Стрим позволяет спокойнее относиться к тому, что что-то было сказано не так, где-то что-то упущено. Это нормально, упущения бывают, и их можно закрыть внутри чата со студентами.

Наш разговор с Ильей Апальковым, в духе времени, проходил в формате стрима. Беседа получилась очень интересной; подробности – так все-таки почему не Zoom? надо ли идти в университет за знаниями? какова сейчас роль университета? в чем заключается роль и работа преподавателя? – ищите по ссылке, которая еще дней десять будет активна: https://www.twitch.tv/videos/604070191

Анастасия Смирницкая
Демидовский университет (ЯрГУ)


Возврат к списку