Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Дневник оксфордской стипендиатки

Ангелина Юрьева, студентка факультета филологии и коммуникации ЯрГУ, стипендиатка Оксфордского Российского Фонда, прошла обучение в одной из школ Фонда – мастерской «Отражения и проекции». 5 дней она не только училась, но и прилежно вела дневник, в котором рассказала о том, как проходило обучение в мастерской

Ангелина Юрьева, студентка факультета филологии и коммуникации ЯрГУ, стипендиатка Оксфордского Российского Фонда, прошла обучение в одной из школ Фонда – мастерской «Отражения и проекции». 5 дней она не только училась, но и прилежно вела дневник, в котором рассказала о том, как проходило обучение в мастерской.

В этом году я стала оксфордским стипендиатом. Оказалось, что фонд часто проводит научные школы, семинары и конференции. Меня заинтересовала программа «Интернет и мы», и я решила принять участие в отборе. В итоге в мастерскую программы отобрали 23 стипендианта со всей России: Дальнего Востока, Республики Карелия, Сибири, Кубани… и Ярославля! Работа мастерской проходила 6-11 ноября в Москве и Московской области. Филологи, историки, культурологи, социологи, экономисты, объединённые осенней мастерской «Отражения и проекции», быстро нашли общий язык.   

День первый

В 10 утра мы встретились около станции метро Кропоткинская. Кто-то выдержал долгую дорогу на поезде – от Перми до Москвы нужно ехать 20 часов, кто-то прилетел с другого конца страны на самолёте: участницей научной школы стала магистрантка Дальневосточного федерального университета.

Позавтракав, мы отправились в офис компании «Brend Analitycs», сотрудники которой познакомили нас со своими социологическими, политическими, экономическими исследованиями. Меня заинтересовала методика анализа и интерпретации контента. Авторы программы рассказали, что при оценке тех или иных данных они опираются на различные словари.

Компания ведёт разнообразные исследования. Например, исследовательский проект «Индекс любви». Система, которую создала компания, анализировала русскоязычные сообщения пользователей рунета. Оказалось, что большинство сообщений и постов, которые делают наши сограждане, несут в себе положительный заряд. Опираясь на эти данные, разработчики проекта составили «Индекс любви» для регионов России. Самыми позитивными оказались пользователи Интернета из Санкт-Петербурга. 

Затем мы получили задание использовать и интерпретировать эти данные; мы могли делать с ними все, что захотим. У меня возникла идея объединить слова, которые встречаются чаще всего, в группы - например, семья, вещи, процесс, и посмотреть, что же больше любят россияне. Но пока это только идея. Тему нашего проекта мы ещё будем обговаривать в группе.

После занятий мы посетили одно из зданий Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где познакомились с экспозицией современного искусства «Прогулка с трубадуром». Эмоции у нас были самые разные – от полного отторжения до восторга. Мы долго спорили по поводу того, как понять современное искусство, в чём его специфика.

Вечером мы познакомились с руководителями мастерских, рассказали о своих научных интересах, нашли точки соприкосновения.

День второй

Этот день был посвящён экономическим проблемам. Первую лекцию о том, как Интернет-пространство повлияло на финансовую сферу, нам прочитал руководитель направления «Цифровые технологии» в Московской школе управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин. Оказалось, что мировая экономика после появления Интернета качественно изменилась. Мы узнали, что специалисты разделяют ИТ и цифровые технологии. Эпоха ИТ – это время, когда люди учились работать на компьютере в сознательном возрасте и использовали технологии только для работы. Цифровая эпоха принадлежит людям, которые с самого детства знакомы с Интернетом и используют его для общения, развлечения и т.д. Представители этих двух эпох по-разному относятся к перенесению финансовой сферы в Интернет, у них разный уровень доверия к электронным финансовым технологиям. Также мы прослушали интересную лекцию социолога и психолога Ильи Штейнберга о том, как исследовать социальные сети в жизни и в бизнесе.

Наша работа в мастерских шла по группам. Над проектами мы трудились с преподавателем Высшей школы экономики Иваном Климовым, нашим наставником. Люди разных специальностей – филологи, историки, социологи, философы – пытались найти точки соприкосновения. Оказалось, что нас всех интересует проблема возникновения и развития Интернет-сообществ. Над этой темой мы и будем работать.

Вечером мы посмотрели и обсудили одну из частей сериала «Чёрное зеркало». В ней говорилось об утопическом обществе супертехнологий, в котором люди тотально уравнены, и вынуждены постоянно работать – крутить педали – чтобы обеспечить потребности общества в энергии. Мы нашли в фильме много символов и аллюзий, вспомнили при обсуждении писателей-утопистов и антиутопистов.

День третий

Это день был посвящён языку. Психолог Сергей Ениколопов рассказал нам об агрессии offline и online, о том, что современные психологи различают понятия «агрессия» и «насилие». Многих удивило, что насилие – это более мягкая форма агрессии. Она не наносит вреда субъекту, ее часто используют родители, воспитывая детей. А вот агрессия предполагает нанесение психологического или физического ущерба. Исследователь рассказал нам о том, что в 80-90-е годы Интернет был прибежищем неагрессивных, интеллигентных людей, которые пытались убежать от жестокого мира. Со временем Интернет-среда становилась всё более агрессивной. Сейчас, к сожалению, эта тенденция продолжается.

Очень интересной мне показалась лекция филолога Константина Богданова. Он рассказал о развитии филологии и гуманитаристики в эпоху Интернета. В этих условиях филолог помогает ориентироваться в массе информации, структурирует и интерпретирует её. Текст Пушкина и комментарии к какому-нибудь посту в Интернете существуют равноправно. Задача филолога – объяснить, чем они отличаются, показать, что они друг другу не равны.

Нам рассказали, как писать реферативные тексты, как быть, если оригинал текста написан на другом языке и нужно и перевести, и реферировать текст.

В конце дня мы играли в «Утопию». Разделившись на три группы, представляли себе идеальную жизнь до, во время учебы и после вуза. Потом мы должны были вместить в эту утопическую систему трёх персонажей: Пятачка, Вини-Пуха и Сову. Тьютером Пятачка стал Ослик Иа, Пух по индивидуальной программе изучал в университете пчеловодство, а Сова после магистратуры решила стать главой зачарованного леса… Казалось бы, это была шутка. Однако в роли шутников выступили  преподаватели университетов и мы, студенты. Мы попытались вскрыть и устранить проблемы современной высшей школы. Кажется, в чём-то нам это удалось.

День четвертый

Мне очень запомнилась лекция кандидата культурологии, преподавателя РАНХиГС и РГГУ Оксаны Мороз о проблемах цифровой гуманитаристики.  Как научное направление Digital humanities появилось не так давно, но уже сейчас столкнулось с определёнными проблемами: какие явления Интернет-среды стоит изучать и описывать, а какие – нет? Как взаимодействовать с теми, кто создаёт эту среду – с айтишниками. Интересно, что за границей направление Digital humanities открывается именно на филологических факультетах; возможно, изучение Интернет-среды – это будущее филологической науки.

Мы снова работали в мастерских, пытались найти объект исследования, сформулировать тему и проблему. Многие из «несоциологов» начали осваивать язык социологии, узнали об интересных социологических исследованиях, о литературе, которую стоит прочитать.

День пятый

С нашим наставником Иванов Климовым мы обсуждали, как Интернет влияет на политику. С одной стороны, Интернет дает возможность, манипулировать мнением пользователей, с другой стороны, пользователь теперь получил доступ к огромному пласту информации. Он может самостоятельно разбираться в происходящем, взвешивая все «за» и «против». Однако тут возникает проблема доверия к Интернет-источнику. Как регулировать это пространство на уровне государства – вот актуальный вопрос. Пока сложно спрогнозировать, что будет происходить в этой сфере дальше. Но тема определенно сложная и для исследователя, и для рядового пользователя.

Александр Алексеев, автор курсов по рекламе и коммуникации МГИМО, ВШЭ, Британской Высшей Школы Дизайна, Академии World-shop провёл очень интересную лекцию. Мы разбирали, что может привлечь потенциального потребителя на примере рекламных компаний известных брендов - Nike, Apple и др. Новизна, эмоциональность, достоверность, злободневность – всё это обязательно должно быть в рекламе.

К сожалению, это был последний день нашей работы в осенних мастерских. Мы определились с темой и объектом исследования, выбрали место для хранения наших идей – площадку Granatum. Теперь мы разъедемся по своим городам и будем работать и общаться через Интернет. Через 2-3 месяца мы должны представить наше исследование организаторам для того, чтобы оно вошло в сборник работ участников школы.

Я открыла для себя много нового, познакомилась с интересными людьми, узнала, чем занимаются гуманитарии в нашей стране. Мне бы очень хотелось поделиться полученным опытом, и я надеюсь, что то, чему я научилась в осенней мастерской, заинтересует моих коллег из ЯрГУ.

 

Ангелина Юрьева,

студентка факультета филологии и коммуникации 

Возврат к списку