Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Наш адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14
График работы с посетителями в отделах университета:
пн, вт, ср, чт: 9.00-12.00, 14.00-17.00,
пт: 9.00-12.00, 14.00-16.00.
Приемная комиссия: 
г. Ярославль, ул.Кирова, 8/10
График работы приемной комиссии:
пн - пт: 9.00-16.00
+7 (4852) 303210, +7 (4852) 788533.
Ректорат: +7 (4852) 797702
Факс: +7 (4852) 255787
e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Научный труд ярославского историка вышел в издательстве Кембриджского университета

В своем исследовании Роман Фролов, доцент кафедры всеобщей истории ЯрГУ, анализирует употребление античных терминов coetus (сходка) и contio (собрание) при описании римских политических собраний.

Издательство Кембриджского университета опубликовало книгу "Institutions and Ideology in Republican Rome: speech, audience, and decision" ("Институты и идеология в республиканском Риме: речь, аудитория, решение"), которая включает работы шестнадцати специалистов по истории древнего Рима из Великобритании, Италии, Канады, Германии, США, России, Австралии, Испании и Израиля. В книге рассматриваются два аспекта политической жизни античного Рима: институциональный и идеологический. Одну из глав издания – «The ‘Wrong’ Meetings? Some Notes on the Linked Usage of the Terms Coetus and Contiones in the Political Language of the Roman Republic» - подготовил Роман Фролов, доцент кафедры всеобщей истории ЯрГУ. В своем исследовании молодой ученый анализирует употребление терминов coetus и contio, используемых античными авторами при описании римских политических собраний, на которых формально не принималось решений - не проводилось голосование.

Роман Фролов: «В исследовательской литературе обычно отмечается, что в античной письменной традиции при характеристике римских политических реалий слово coetus указывало на неофициальное и несанкционированное собрание, организованное частными лицами (privati), а термин contio (мн.ч. contiones) - на официальное, инициированное должностными лицами, магистратами (magistratus). Однако эти два понятия не могут быть таким образом противопоставлены друг другу. В то время как contio практически всегда подразумевает политическое собрание, и притом с набором специфических характеристик, coetus нередко вовсе не обозначает какое-либо собрание, не говоря уже о политическом. В тех случаях, когда оно все же указывает на политическую сходку, оно может не только служить противопоставлением contio, но и использоваться в качестве более общего обозначения всех политических собраний (включая и те, на которые обычно указывает термин contio). Кроме того, слово coetus может выступать и точным эквивалентом contio, хотя в этом случае часто используется в уничижительном смысле. Но если coetus не всегда может быть противопоставлено contio, то необходимо в каждом конкретном случае определять, в каком именно из перечисленных смыслов применяется этот термин. Употребление слова contio для описания таких собраний, которые исследователями обычно не рассматриваются как contiones в техническом, институциональном смысле (т.е. как официальные собрания для произнесения речей, созывавшиеся римскими должностными лицами), может демонстрировать, что с точки зрения античного автора данная сходка (в соответствии с представлениями многих современных исследователей она должна была быть названа coetus, а не contio) на практике обладала по крайней мере некоторыми специфическими чертами официальной contio. Особенно показательны случаи совместного употребления обоих терминов. Так, например, Ливий некоторые несанкционированные плебейские собрания называет coetus и одновременно contiones. В современной исследовательской литературе такое словоупотребление обычно объясняется стремлением античного автора показать абсурдность ситуации (ведь невозможно, чтобы несанкционированная сходка была "всерьез" названа им contio, так как contio это по определению официальное собрание по инициативе магистрата). Однако есть основания полагать, что ряде случаев Ливий уподобляет несанкционированные собрания официальным contiones в буквальном смысле, а не в иронической или саркастической манере. Причиной такого уподобления является не стремление подчеркнуть институциональные различия официальных и несанкционированных собраний, а, напротив, желание указать на их фактическое сходство, особенно с точки зрения того, что на них происходило (перед собранием граждан произносились речи политического содержания, но голосование не проводилось) и к каким результатам привело (некоторые несанкционированные coetus/contiones, как и официальные магистратские contiones, описываются как предопределившие или подготовившие принятие важнейших для Республики политических решений). С другой стороны, собрание, казалось бы, полностью соответствующее тем критериям, которые исследователи выделяют, когда пишут о contio в техническом смысле, могло быть, тем не менее, названо coetus с целью критики содержания данной политической инициативы. Эти и другие особенности употребления терминов coetus и contiones для обозначения политических сходок в античном Риме показывают, что изучаемые понятия несут в себе информацию как о реальных характеристиках, так и о субъективных оценках обозначаемых ими реалий теми или иными античными авторами или их источниками.»

 Центр научных коммуникаций ЯрГУ

Возврат к списку