Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Наш адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14
График работы с посетителями в отделах университета:
пн, вт, ср, чт: 9.00-12.00, 14.00-17.00,
пт: 9.00-12.00, 14.00-16.00.
Приемная комиссия: +7 (4852) 303210
Ректорат: +7 (4852) 797702
Факс: +7 (4852) 255787
e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Сергей Коровкин: «Главный ключ к популяризации науки – несколько наивное, детское, отношение к ней»

Сергей Коровкин, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ, второй раз стал приглашенным участником церемонии награждения победителей премии в области популяризации научных достижений «За верность науке».

Сергей Коровкин, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ, второй раз посетил церемонию награждения победителей премии в области популяризации научных достижений «За верность науке» - пока только как приглашенный участник. Сергея Коровкина с полным правом можно назвать популяризатором науки, недаром он стал победителем научного поединка Science Slame «Битва городов» в прошлом году. Сегодня мы говорим с ним о том, как ученый становится популяризатором научного знания и какие трудности ждут его на этом пути.    

- Как вы считаете, популяризация науки - это призвание или суровая необходимость?

- Любая идея, носителем которой является человек, стремится к тому, чтобы охватить как можно больше других людей. Так работают религиозные идеи, так работает мода, так работает наука. Каждый ученый, являясь носителем научного мировоззрения, хочет он того или нет, является и распространителем этого мировоззрения. Поэтому если человек занимается тем, что он любит, и у него это получается, он становится интересен окружающим. В этом случае людям становятся интересны и его дело, и его идеи. Каждый из нас транслирует окружающим – друзьям, семье, знакомым - свои знания и отношение к науке, как и к другим сферам жизни. Так что, в какой-то степени каждый ученый – популяризатор науки, хотя бывают и примеры с отрицательным знаком.

При том, что любая наука достаточно сложна для понимания посторонним человеком, те, кто ею занимаются, знают, насколько это по-настоящему интересно. Несомненно, у кого-то лучше получается донести до окружающих сложные научные идеи, не упрощая излишне содержание. Лучшие популяризаторы науки, как мне кажется, - это сами ученые, занимающиеся собственными исследованиями, которые легко могут объяснить, что и зачем они делают. Дальнейшую работу сделают сами идеи, удивительные и заразительные. Не думаю, что популяризация науки - это особая деятельность, отдельная от исследований, скорее это необходимая составляющая часть работы ученого. В конце концов, каждый из нас стремится к тому, чтобы его идеи жили и развивались.

- Когда ученого можно с полным правом считать популяризатором науки?

- Дважды побывав на вручении премии «За верность науке», которая вручается лучшим популяризаторам науки в России, могу сказать, что самые яркие популяризаторы при этом являются еще и очень активными людьми. Биолог Александр Марков, астрофизик Сергей Попов или филолог Андрей Зализняк дают огромное количество публичных лекций, выступают на разных информационных площадках, пишут замечательные научно-популярные книги и статьи. Среди психологов я бы выделил Марию Фаликман, которая при своем таланте интересно рассказывать о сложных вещах, тратит очень много времени на то, чтобы рассказывать о когнитивной науке широкой аудитории. Каждый из этих ученых сам занимается серьезными исследованиями, но при этом готов отвечать не только на те вопросы, которые его лично интересуют, но и на те, которые интересуют обывателей. В то же время, каждый ученый в определенной мере тоже является популяризатором, рассказывая о своей дисциплине родным, близким, друзьям, знакомым. В какой-то степени сейчас даже серьезный, вдумчивый и интересный рассказ об исследованиях студентам тоже является популяризацией науки. К сожалению, далеко не всегда в нашей реальности студент – «маленький ученый». Главным ключом к популяризации – несколько наивное, детское, отношение к науке.

- Нужно ли научно-популярное изложение того или иного исследования, например, по физике, ученому-психологу?

- Сейчас особо остро чувствуется необходимость специальной работы по популяризации науки. Эта работа состоит, с одной стороны, в том, чтобы сделать доступной новую информацию для образованных людей – специалистов в других областях и просто интересующейся публики. Будучи психологом, мне трудно не только читать, но даже искать информацию по современным исследованиям в физике, химии, компьютерным наукам, математике, нейронауке, лингвистике, истории в огромном информационном потоке. К тому же мне хочется иметь рамочное представление о положении дел в той или иной области, не затратив годы на поиск, чтение и анализ литературы. С другой стороны, популяризация науки состоит не только в представлении важной информации в удобоваримом виде, но и в формировании и популяризации рационального мышления, на котором строится наука. Общение с обывателями очень легко выявляет веру людей в экстрасенсов, пришельцев, психотронное излучение, торсионные поля, чакры, альтернативную историческую хронологию и т.д. Эти ненаучные, лженаучные, а иногда и антинаучные идеи легко проникают не только в сознание обывателей, но даже в школьные и университетские программы обучения. Такую картину довольно сложно представить в Западной Европе, где статус науки несопоставимо выше. Мне кажется, что сейчас жизненно необходимо бороться за интерес и уважение к науке со стороны обычных граждан, особенно подрастающего поколения. Сейчас научным идеям отводится одно из второстепенных мест среди огромного числа безумных и бесплодных идей. Мне хочется верить, что обращение к рациональности человека позволит изменить ситуацию.

- Как бы вы оценили уровень популяризации науки в регионах, в нашей области? Что есть, чего не хватает?

- Основным источником знаний о науке являются телевидение и интернет. Нужно ли говорить, что в борьбе за аудиторию наука значительно проигрывает целителям, псевдоврачам, экстрасенсам и прочим шарлатанам, предлагающим быстро и без лишних усилий все вылечить, разобраться в себе, познать истину и т.д. Вопрос состоит в том, что науке необходимо вернуть свой статус в глазах общества. Ученым необходимо выходить из своих уютных кабинетов и активнее общаться с публикой, непосредственно или через средства информации. Для этого нужны площадки. Чем более разнообразными будут эти площадки, тем более разнообразную аудиторию смогут они охватить. В регионах таких площадок практически нет. Тот факт, что «Фестиваль науки» в Ярославле собирает огромное число посетителей, говорит о большом интересе к науке. Люди хотят знать новые интересные данные, которые получает мировая наука, но не могут найти источника этого знания. Мне кажется, что необходимо создавать как можно больше открытых площадок, на которых общество могло бы взаимодействовать с наукой. Только в открытом диалоге наука сможет вернуть свой авторитет и занять важное место в общественном сознании.

 

Возврат к списку