Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Там, где «Википедия» не поможет

Спрос на образовательные продукты в онлайн-формате по-прежнему высок, несмотря на обилие и открытый доступ к практически любой информации в сети. Что же заставляет пользователей выбирать образовательные курсы, в чем их преимущества, каковы перспективы? Обсуждаем с Викторией Марасановой, одним из разработчиков образовательного курса «Охрана объектов культурного наследия: Ярославская область», размещенного на платформе Stepik. 

- Как возникла идея создать этот курс?

- Образовательные онлайн-курсы очень популярны, поэтому для нас разработка такого курса была лишь вопросом времени, причем, как оказалось, мы все сделали очень вовремя. К весне этого года, когда неожиданно началась пандемия, мы имели готовый продукт, что помогло нам решить и свои учебные задачи.

- Это совершенно новый продукт или в его основу положены имеющиеся лекции?

- Специально для курса разрабатывалась структура – в таком виде он не читался ранее. Он концентрированно вобрал в себя материал из многих дисциплин, которые читались по музеологии, истории и культуре края. Учебный курс проходит по 4 ступеням, постепенно усложняясь: последний раздел – самый сложный.

-  Слушатели должны обязательно прослушать весь курс или они могут выбрать раздел, который им интересен или нужен?

- Возможно, слушатель курса с хорошей подготовкой готов сразу осваивать самый сложный материал курса, но по моему глубокому убеждению, не прослушав предшествующее, сразу с ходу ничего не поймешь. Прослушать можно – применить не получится. В курсе есть вводная методическая часть: что такое наследие, какое существует законодательство, какой статус имеют объекты наследия. Затем идут примеры по объектам наследия, есть раздел по археологии. Кто-то может сказать: «Зачем мне археология, если я с памятниками архитектуры работаю?» Ответ простой: в центре Ярославля вообще весь культурный слой является памятником, а любой памятник археологии – федеральный, это практически высший уровень. Если этой информацией  не владеет, например, застройщик, грош ему цена: он не понимает, что такое охрана наследия, что такое раскопки, зачем это надо. А если бы он нашел в своем графике время и прослушал наш курс, он хотя бы понимал, какие претензии и за что ему предъявляются. Потому что незнание закона от ответственности не освобождает. Пока не появятся санкции, штрафы, пока проблема не обострится до уровня разрушения памятника, конфликта с населением, некоммерческими организациями, правоохранительными учреждениями, предприниматель иногда не понимает, что его ожидает.



- Есть ли такой контингент среди слушателей вашего курса?

- Пока бизнесмены на него не записывались, но я считаю это нашей перспективой. Основной состав слушателей курса – образовательные учреждения, учителя, библиотекари, студенты. Отклики, которые приходят через платформу, через почту, социальные сети показывают, что мы свои задачи решаем успешно. Даже если человек всю жизнь занимается краеведением, охраной наследия, он найдет что-то полезное для себя в нашем курсе, пусть и не всегда новое. В этих вопросах очень важна систематизация, а именно это мы и сделали. Материал курса представлен комплексно, системно, цельно. Часть лекций авторы курса разрабатывали специально, так что это все же полностью самостоятельный продукт – с учетом формата, задач, наполнения в соответствии с потребностями пользователей. В этом смысле показателен отклик из Саратова: «Что же такое, я не нахожу ответов в «Википедии»!» А их там и нет – они есть в лекциях, это гарантия того, что материал курса восполняет материалы открытых источников, минус которых в том, что они не рецензируются. Авторы нашего курса – либо вузовские преподаватели, либо аттестованные эксперты. Например, в четвертом разделе три темы представляет Юрий Иосифович Аврутов, который возглавляет Национальный Комитет ИКОМОС (Международного Совета по сохранению памятников и достопримечательных мест), прекрасно знает объекты Ярославля и их проблемы. То есть курс создают специалисты, которые занимаются своими темами годами.



- Легко ли курс интегрируется в учебный процесс?

- У нас появился опыт, связанный с переходом на дистанционный формат обучения. Например, курс «Культура Ярославского края» был частично изучен  в аудиториях, а часть ребята освоили удаленно; тестирование по курсу также прошло онлайн. Особенно этот курс был полезен для заочников (разделы по архитектуре Ярославского края и по объектам наследия). Для студентов заочной формы онлайн-курс буду обязательно рекомендовать и в дальнейшем. В целом использование онлайн-курса в сочетании с обычным обучением хорошо сработало. По отзывам самих студентов, проблем с освоением курса не было. Напротив, они говорят, что тесты хорошие: если все прослушать, все можно решить.

- Планируете ли вы углублять или расширять курс?

- Курс можно дополнять, но, конечно, не до бесконечности. Это все же не энциклопедия. В этом случае он утратит свою цель – достижимость прохождения в оптимальные временные рамки. Большого обновления не будет, но в перспективе можем добавить две-три экспертных лекции. 



- Курс бесплатный, к тому же его можно проходить сколь угодно долго. Это плюсы или минусы?

- «Бесплатность» и «бесконечность» на данном этапе – идеальный вариант. Выставить финальный срок, иными словами, ограничить прохождение курса во времени можно, если мы точно знаем и можем спрогнозировать, сколько слушателей будет проходить курс постоянно. Платный вариант может увеличить процент полностью решивших курс – чтобы большее число слушателей дошли до конца. Хорошо ли это? Вопрос. Помимо подтверждения освоения программы курса, мы выполняем очень важные просветительские функции. В Интернете море информации, но как понять, все ли там правильно, как эту информацию собрать, как в ней сориентироваться? Расширять знания можно бесконечно, но всегда должна быть какая-то основа. Вот эту основу мы своим курсом и закладываем.

Беседовала Юлия Цофина


Курс «Охрана объектов культурного наследия: Ярославская область» представляет историко-культурное наследие Ярославской области и практический опыт в сфере его охраны. Ярославская область имеет богатое культурное наследие разных веков, следовательно, показывает не только разнообразие памятников, но и многочисленные аспекты и проблемы их изучения, охраны, презентации и использования. Онлайн-курс направлен на формирование и углубление профессиональных компетенций в сфере изучения, охраны и использования объектов историко-культурного наследия на примере Ярославля и Ярославской области; на развитие государственно-общественного и государственно-частного партнерства в сфере охраны объектов историко-культурного наследия. Онлайн-курс состоит из видеолекций, которые сопровождаются иллюстративными материалами и тестами для контроля знаний учащихся.

Курс будет интересен обучающимся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, связанным с изучением и охраной историко-культурного наследия, архитекторам и реставраторам, застройщикам, общественным инспекторам, экскурсоводам, музейным работникам, а также всем, кто интереуется проблемами истории и культуры.

Специальные знания не требуются. В курс входят 18 уроков, 5 часов видео, 140 тестов.



Возврат к списку