Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University
31/01/2018

Можно ли утверждать, что в России уже создалось общество потребления и, если да, насколько это опасно?  Об этом мы говорим с  Юлией МЕТЕЛЬСКОЙ, психологом, психоаналитиком, руководителем регионального отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии.

– Юлия Сергеевна, что же манит нас в этот мир света и многочисленных соблазнов?
– Не открою никакой тайны, если скажу, что все подобные коммерческие проекты, я имею в виду строительство больших торговых центров, осуществляются с главной целью – заработать как можно больше денег. Здесь ничего не делается по наитию, просчитывается все, в том числе и человеческая психология. Проведена масса исследований по прогнозированию покупательского поведения, использование результатов которых позволяет влиять на принятие людьми решения о покупках.

- Но я же совершенно сознательно решаю, что мне купить. Каким образом можно повлиять на этот процесс?
– Это иллюзия. Люди себе льстят. В полной мере мотив выбора не осознается.

– Согласитесь, обществу, которое долгое время жило в эпоху дефицита всего и вся, а большинство едва дотягивали до зарплаты, надо какое-то время для смены модели поведения. Те, кому сегодня за 50, привыкли ходить в магазин и покупать то, что им действительно нужно. Но с появлением торговых центров и супермаркетов даже они начали поддаваться соблазну. Почему?
– А какая разница, советский это человек, которому неведомо было, что такое мидии и с чем их едят, или тот, кто всю жизнь прожил в Германии, Франции, Австрии? Механизмы психики едины и работают совершенно одинаково и у тех, и у других. Решения людьми принимаются на бессознательном уровне. Это потом они обосновываются, аргументируются рационально, что и почему было сделано. ТЦ соблазняют покупателей яркостью, освещением, музыкой… Все это создает ощущение праздника, вызывает удовольствие. Это очень тонкие моменты. В технологии продаж продумано все, и в первую очередь рекламные слоганы и ролики.

– И все-таки что конкретно заставляет нас покупать ту или иную вещь?
– Нельзя сказать, какой именно мотив. Любое поведение человека полимотивированно. Но можно выделить ряд ведущих мотивов, среди которых поддержание своего положительного образа занимает не последнее место. Человеку нравится чувствовать себя красивым, успешным, умным, способным. А реклама именно это и учитывает. Человек смотрит ролик, в котором герои чем-то привлекательны, и ему хочется оказаться на их месте. Срабатывает так называемый механизм идентификации. Предлагая что-то, что есть у героев ролика, человека как бы призывают присоединиться к определенной группе людей, к которой он хотел бы принадлежать.

– Но не все могут позволить себе выложить приличную сумму даже за флакон духов, не говоря уже о престижном автомобиле. Как научиться говорить «нет» и не попадаться на рекламный 
крючок?
– Увы, люди управляемы. Сегодня многие являются пользователями социальных сетей. Существуют программы, которые контролируют контент просматриваемых материалов. Учитываются интересы и предпочтения пользователей при предложении определенных видов рекламных продуктов. Это так или иначе тоже оказывает  влияние. Торговые центры устроены так, что, направляясь в один магазин, ты проходишь мимо десятков других, смотришь на витрины и у тебя возникает желание купить что-то еще. И это «что-то еще» покупается. Не думаю, что это так уж страшно.

Проблему представляет иное – навязчивое желание покупать все больше и больше. Причем тех вещей, которые вовсе не нужны. Вот здесь  надо озаботиться. Обратиться к психологу, может быть, даже к психотерапевту, чтобы понять, почему возникло подобное расстройство. От шопоголизма, как от определенной формы навязчивого поведения, сегодня лечится немало людей. 

– Порой сложно определить, шопоголик ты или нет. У моего знакомого пять пар туфель, он недавно купил шестую. Его можно назвать шопоголиком?
– Надо смотреть, где он работает, чем занимается. Если это публичный человек, политик, артист, руководитель, человек статусный, ему положено иметь не только шесть пар обуви, но и несколько костюмов. Но вот если ваш знакомый существенно ограничивает себя в чем-то более жизненно важном, покупая эту пару туфель, надо задуматься и понять, зачем ему это нужно.

Вообще, человек ничего не делает просто так, все имеет мотив и как-то связано с внутренней психодинамикой. Если человек гоняется за брендовыми вещами, то налицо его желание принадлежать к определенной общественной группе, чаще элитной. Та же сумочка от известного производителя есть знак принадлежности к этой самой группе.

– Юлия Сергеевна, есть точка зрения, что в России уже создалось общество потребления. Чаще всего подобные высказывания носят негативный оттенок. Почему?
– Скорее всего, те, кто это утверждает, подразумевают, что в нашем обществе происходит смещение ценностей. Общество потребления, по их мнению, приводит к потере созидательной сущности, индивидуальности. Человек перестает быть субъектом своих желаний. Он становится объектом манипуляции со стороны каких-то корпораций, пассивным потребителем всего того, что они ему навязывают.

– Тогда что надо сделать, чтобы эту самую индивидуальность не потерять и не стать таким, как все?
– Сложный вопрос. Надо иметь собственное целостное «Я», а это подразумевает и сформированность четких границ между «Я» и «Другими», и многое другое. Это целая история, связанная с личной историей человека, историей его развития. Все идет из детства, от отношений с отцом, с матерью… Но это не значит, что поведение человека нельзя подкорректировать.

Оставаться собой, научиться не поддаваться на уловки манипуляторов – задача непростая, но вполне достижимая. Для этого надо хорошо знать себя.

МНЕНИЕ:
Общество потребления – это уже реальность

– Можно сколько угодно возмущаться сложившейся реальностью, но она такова. Индустрия рекламы, которая изменила ценностные представления многих людей, в этом вопросе играет не последнюю роль. Почему это происходит? Это действительно самый важный вопрос.  На мой взгляд, дело в том, что многие виды досуга в последние годы стали для наших граждан недоступны.

Посмотрите, например, сколько стоят билеты на выступление звезд балета в том же КЗЦ «Миллениум». Поинтересуйтесь, в какую сумму семье из трех-четырех человек обойдется поход в театр. Чтобы в музей сходить, показать детям и внукам исторические экспонаты, картины русских или зарубежных живописцев, надо выложить  немалые деньги. Я говорю только о Ярославле, а ведь есть еще Москва, Санкт-Петербург, куда съездить тоже и интересно, и полезно. Однако в столицах за редким исключением посещение учреждений культуры вам обойдется в разы дороже. Да и путешествие в эти города  тоже из разряда недешевых.

Конечно, было бы замечательно, если бы наши школы помогли заполнить этот духовный вакуум. Нам нужны специальные образовательные программы, в рамках которых дети могли бы если не бесплатно, то за весьма символическую плату регулярно посещать музеи, театры, филармонию. Такие же программы должны работать и для пенсионеров – уровень дохода большинства из них пока невелик. Хорошо если повзрослевшие дети помогут им приобрести билеты в театр, музеи, отправиться в путешествие…

Однако я бы все-таки не драматизировала  проблему. Ничего плохого в семейном походе воскресным днем в торговый центр я не вижу. Это хорошая возможность, во-первых, спокойно, без суеты сделать нужные покупки, а во-вторых, отдохнуть. Посмотрите, у нас в Ярославле в большинстве ТЦ работают не только кинотеатры, но и контактные зоопарки, устраиваются фотовыставки, концерты, есть развлекательные центры для малышей. И это тоже неплохо.

Я недавно была в Южной Корее. Обратила внимание на то, что там тоже торговые центры многофункциональные – с плавательными бассейнами, кабинетами релаксации. Это помогает людям экономить время, совмещать сразу несколько дел – и покупки, и спорт. Было бы неплохо, если бы нечто подобное появилось  и у нас.

ТАТЬЯНА АКОПОВА, 
и.о. декана факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат социологических наук

Источник: Городские новости

Возврат к списку