«Все в мире меняется, студенты меняются меньше всего» — этот латинский афоризм определяет студенчество с давних времен. О том, как влияют на современное студенчество глобальные изменения в сфере образования, развитие инновационных технологий, рассказал член ОП РФ Александр Русаков.
— Александр Ильич, почти сорок лет вы работаете в университете, и кому, как не вам, знать, каким стал студент сегодня...
— Сегодняшний студент — это человек со смартфоном в руках и без книг. Он не выпускает из рук свой гаджет и не представляет жизни без социальных сетей.
Современный студент не признает навязываемые недоказанные истины и формальные авторитеты.
Современный студент — это человек, знающий себе цену. Он способен на добрые, бескорыстные дела и искренне уважает профессионалов своего дела.
Мне иногда кажется, что и мы были такими же, просто возможностей развития у сегодняшних студентов намного больше, чем у нас в XX веке. И если они не будут зависать в сетях бессмысленно, тратить драгоценное время, то все у них сложится!
— Бытует мнение, что студенты просто загружены учебой в вузах. Но ведь молодежь во все времена находила время для отдыха и работы...
— Это в одинаковой степени зависит и от вуза, и от студента. Образование — процесс обоюдоострый... У ленивых времени не хватает ни на что, у остальных все в порядке и с отдыхом, и со спортом, и со всем остальным. А многие из числа студентов сегодня умело совмещают с учебой работу.
— С появлением интернета современные студенты стали более компьютеризированными и больше времени проводят в социальных сетях. Что вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что интеллект естественный все же скоро научится рационально использовать интеллект искусственный, иначе человечество в опасности и можно дождаться реализации сюжета «Терминатора».
— Однако при этом они не перестали читать книги и ходить в кино. Они также встречаются с друзьями, посещают концерты, выставки и занимаются спортом...
— Многие перестали, кстати, отнюдь не только студенты и молодые люди... Но хочется верить, что мода на умных, добрых, образованных и интеллигентных молодых людей станет хайпом надолго.
— А правда ли, что у молодых людей вообще нет собственной позиции?
— Не согласен я с этим утверждением. С ними нужно держать ухо востро — иначе за пояс заткнут! Попробуйте вступить со студентами в дискуссию по их темам. Уверен, позиция будет порой очень жесткой. Сегодня даже первокурсник подкован в некоторых вопросах лучше вузовских педагогов. Например, в области информационных технологий.
— Вы согласны с мнением, что современные студенты инфантильны, аполитичны?
— Иногда мне кажется, что в современной реальности сохранение черт наивного, детского его восприятия — скорее благо.
Взрослость так или иначе никого не минует, а то, что политикой не все увлечены и в теории, и на практике — это здорово!
Ведь самая надежная политика — это добросовестно, профессионально работать и стараться быть счастливым в своей стране.
— Какие проблемы существуют у нынешних студентов?
— Проблемы как у всех, наверное, с поправкой на больший запас жизненного оптимизма и меньший груз разочарований.
Надеюсь, что в нашей стране — уже в их время — не будет растущего ныне социального расслоения.
— Чего они желают добиться, чего хотят от жизни?
— Боюсь отвечать за них. Это очень личное для каждого. Могу только пожелать не успокаиваться на достижениях и постоянно загружать мозг и чувства.
— А каким студентом были вы? Расскажите об интересном и запоминающемся случае.
— Помню как сейчас: я занимался лыжными гонками и многоборьями ГТО. Был март месяц. Разгар соревновательного сезона. Из-за этого я нечасто посещал, скорее, просто систематически не ходил на лекции и семинары по суровому в те времена предмету на четвертом курсе — «Гражданской обороне».
И вот в один весенний день я все-таки предстал пред светлые очи преподавателя... Он удивился, увидев меня (впервые, похоже), и предположил, что я пришел отработать долги, а я пришел отпроситься с лекции и еще одного семинара. Преподаватель помрачнел, но меня сразу не выгнал, стал выяснять чем, у кого и на каком уровне я бегаю, спросил даже, какие лыжи у меня.
Благо я с ними и пришел, было, что показать. В общем, повезло мне, человек он был из военных и оказался тоже лыжником. Посмотрел с интересом мой инвентарь, в итоге поверил, что бежать ногами, бросать гранату и стрелять я могу вполне неплохо, тем более тренеров моих в сборной ЛГУ он, как оказалось, знал лично. Сдал я в итоге «Гражданскую оборону» и в рамках комплекса ГТО, и отработок в мае, не испортил красный диплом.
Я благодарен до сих пор за доброе и такое неформальное отношение. Стараюсь также относиться к сегодняшним студентам, имеющим успехи и вне аудиторий университета.
— А что вы думаете по поводу утечки мозгов из региона и за границу, это по-прежнему серьезная проблема?
— Это очень серьезная проблема и сейчас. Рецепты должен вырабатывать каждый регион. Главное, не сбиться на принцип «не пущать».
Задача и наша в университетах, и наших работодателей — создать достойные условия для учебы и для профессионального роста.
Поверьте, не только зарплата сейчас определяет на первых стадиях выбор региона — перспективы роста часто превалируют.
А еще надо научиться возвращать наших уехавших выпускников в регион и страну.
— Что бы вы пожелали современным студентам?
— Радоваться студенческим дням и молодости! Найти себя в сложном и очень быстро изменяющемся мире, реализовать свои таланты и стать счастливым человеком на Родине. Наверное, секрет прост, как кажется потом простой красиво решенная задача... Но мы думаем над этой задачей всю жизнь, и, к счастью, я еще не знаю многих ответов...
Пресс-служба Общественной палаты РФ
Источник: Общественная палата