Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University
06/07/2016
Специалисты все чаще бьют тревогу по поводу зависимости современного человека от мобильного телефона и прочих гаджетов. Но особую обеспокоенность общества вызывает зависимость детей от гаджетов. Об этом мы беседуем с доктором психологических наук, заведующей кафедрой общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, главным государственным судебным экспертом­-психологом Ярославской лаборатории судебной экспертизы Минюста России Еленой КОНЕВОЙ.

Наше все

– Елена Витальевна, в эти каникулы многие ярославские детишки по экономическим причинам не уедут на курорты и даже в загородные лагеря. Но и на улицах их тоже в большом количестве не видно. Значит, они «приклеились» к компьютерам. Это же вредно для здоровья? 

– Безусловно. Режим труда и отдыха нарушен. Но мы говорим уже не о повышенной нагрузке на зрение или об ожирении. Мы все больше говорим о психологической опасности гаджетов.

– А психологическая опасность есть? В чем она состоит?

– Есть! И она сейчас сильно недооценивается. Я знаю многих детей, которые горшком овладевают позже, чем мобильником. В итоге у них нарушаются стадии психического развития и точно получится искаженная психика. А вот степень нарушения без дальнейших научных исследований оценить трудно. Кроме того, быстро формируется зависимость от гаджетов. 

– Как ее распознать? Вот у вас на столе лежит мобильный телефон, а зависимости от него, кажется, не наблюдается.

– У всех психологических зависимостей есть признаки. Первый – страх остаться без объекта. Например, в советское время у многих была зависимость от чтения. Просто тогда это не считалось заболеванием и поощрялось. 

Зависимые от чтения боялись остаться без книги. Они читали за едой, в кровати, туалете, на улице. В случае зависимости от гаджетов ребенок точно так же будет беспокоиться, как бы их не забыть, не сломать, не потерять. Второе – ребенок ни от чего, в том числе и от общения с друзьями, не получает такого удовольствия, как от любимого планшета, телефона или компьютера. И третье – зависимый все время возвращается к ним мыслями: надо посмотреть, что произошло, нет ли ответа на сообщение…

– Что делать родителям, чтобы у их детей не формировалась зависимость от гаджетов?

– Не надо ее создавать! По всем телеканалам с 8 утра начинаются мультики, и малыша сразу сажают к телевизору. Иногда чтобы не мешал, иногда потому, что только так его можно поднять с кровати. Начинает формироваться зависимость от ТВ. 

Потом ребенок получает первый мобильник. Телефоны сейчас быстро устаревают или ломаются, и малышу дают его как игрушку. Он рад, штучка-то увлекательная! Видя неподдельный интерес ребенка, родители вскоре дарят ему настоящий аппарат. Дальше телефон заменяется планшетом или компьютером. А больше для формирования зависимости ничего и не надо. 

«Звонилка» или айфон?

– Наша читательница рассказала, что у ее 10-летнего сына есть кнопочный телефон. Этакая простая «звонилка». Однако ребенок просит крутой айфон, как у друзей. Мама не покупает. Правильно ли она делает?
– Это зависит от субкультуры, в которой находится ребенок. Если дорогой телефон там престижен, а скорее всего, это так, купить его целесообразно. Родителям надо обязательно показать, что их сын не изгой и престижная вещь ему доступна. Но маме придется регулировать время, проведенное сыном за телефоном. А вообще-то мама молодец, что не пускает сына в современную информационную среду.

– Как родителям регулировать время, проведенное за гаджетами?

– С детьми можно договариваться: «Поиграешь полчасика, и хватит!» Это достижимо, но требует самодисциплины, и прежде всего от самих родителей. Слишком уж им выгодно, когда дети сидят в гаджетах. Ребята не тянутся к опасным предметам, не идут купаться, не лазают по стройкам и не взрывают что-нибудь. С гаджетами детей можно оставлять на целый день дома одних. 

– Но как контролировать время, если родители на работе, а сын или дочь предоставлены сами себе?

– У меня нет рецепта, как разорваться между работой и семьей. Вряд ли он вообще существует. Просто надо знать: каждый нырок в работу – это время, которое отрывается у детей, а любая карьера – это ослабление семейных связей. Так было даже в более благополучные времена. И не важно, кто строил карьеру: муж или жена. Следствие этого всегда утрата семейных связей.

– То есть хочешь не хочешь, а время на ребенка надо выделять?

– Сейчас уже нельзя ограничиваться только этим. Поговорить 12 минут в день, как когда-то писали про США, уже недостаточно. Время нужно наполнять. Родители должны знать, что дети делают, что рисуют и даже какая у них заставка на компьютере. Прозевала же мама, о которой пишет Галина Мурсалиева в статье «Группы смерти», опубликованной в «Новой газете», бабочек и китов! Ей казалось, что дочь рисует красивые картинки. А это оказались символы, говорящие о том, что дочь на пути к самоубийству: бабочки живут один день, а киты, умирая, всплывают.

Что наша жизнь… Игра!

– Получается, за плюсами увлечения гаджетами родители не видят очевидных минусов. Давайте еще раз повторим, в чем они состоят.

– Резкое ограничение физической активности, неполноценное общение со сверстниками. А также препятствие к саморазвитию и ограничение в дальнейшей жизни. Например, будучи взрослым, такой человек не поедет в командировку, потому что там нет Wi-Fi. И мало ли какие в их жизни могут еще произойти изменения от того, что они создали себе искусственные барьеры. Ведь соцсети, компьютерные игры, гаджеты заменяют настоящую жизнь виртуальной и создают искаженные представления о реальности. 

– Недавно в одном из загородных лагерей мальчик стал бить приятеля лицом об стол, как это делают в «кровавых шутерах» – это вид компьютерных игр. У этого мальчика уже сформировались искаженные представления о реальности?

– Верно. У него неправильное представление о теле: оно кажется неподвластным смерти и боли. Видимо, мальчик думал, что он, как в боевике, может пару раз выстрелить, для верности пройтись огнеметом, потом сбросить врага со скалы, а тот встанет, отряхнется и пойдет к подруге. Другой пример искаженной реальности представляют нам социальные сети. В них можно послать кого и куда угодно, ругаться самыми последними словами, и все это не будет иметь никаких физических последствий. 

– Вам известны реальные примеры, когда люди не стесняются в выражениях в соцсетях, а потом точно так же ведут себя в жизни?

– Те, кто настолько плотно сел в соцсети, в миру почти не функционируют. Они постоянно живут искусственной компьютерной жизнью. А у тех, кто находится в начале пути, уже происходит эмоциональное отупление. Это значит: они меньше сопереживают, живые люди представляются им чем-то вроде автоматов, которые не должны обижаться, радоваться и проявлять какие-то сильные чувства. А на самом деле живые люди намного сложнее компьютерных героев.

Если ребенка некуда деть

– Давайте смоделируем поведение нормального ребенка и ребенка из соцсетей в какой-нибудь реальной ситуации. Например, как они себя поведут, когда упала подруга. 

– Поведение нормального ребенка – посочувствовать, помочь подняться, отряхнуть, приложить что-нибудь к ушибу. То есть поддержать словом и делом. У ребенка, значительно погруженного в соцсети, считай, в гаджеты, мы увидим максимальный информационный отклик. Например, он скажет: «Ах, тут камень!» и проанализирует причины падения. Но сочувствия и помощи не окажет. А часто и словесный отклик будет сокращен: «Ах, упала». То есть у детей, зависших в гаджетах, в компьютерных играх, происходит оскудение поведенческого репертуара. Это объясняется тем, что виртуальная жизнь создает меньше проблемных ситуаций, чем жизнь настоящая. И человек теряет поведенческие навыки, а у детей они и вовсе не успевают сформироваться. 

– А может, таков дальнейший этап эволюции человечества и подрастающее поколение «Одноклассников» – новый тип человека?

– Может быть. Только новую ступень цивилизации мы еще плохо освоили. Информационные технологии, за исключением удобства, несут в человеческом плане пока только разрушения. 

– Как же, на ваш взгляд, полноценно отдыхать детям летом?

– Поменьше сидеть за компьютером и не находиться в городе! На мой взгляд, лучше не посещать городские лагеря, так как там полностью сохраняется времяпрепровождение, визуальный ряд и социальная среда учебного года. С другой стороны, я понимаю родителей, которым некуда деть детей. 
Вместо городского лагеря лучше уехать в загородный. А еще лучше с бабушкой на дачу. Пусть большинство наших дачников люди не очень обеспеченные, но у них есть то, что необходимо детям для жизни: психологические ресурсы, с помощью которых они организуют производство, потребление, а иногда и сбыт плодов своего огорода.Если же нет дачи, то можно гулять и в городе. Но подальше и побольше.
Источник: Городские новости

Возврат к списку