Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University
06/06/2018

Туристический сезон­ 2018 в Ярославле и городах Золотого кольца обещает быть интересным. О планах, новинках и сюрпризах беседуем с гостями постоянной рубрики «Городских новостей» «За чашкой чая», членами экспертного совета по туризму при мэрии Ярославля заведующим кафедрой регионоведения и туризма ЯрГУ кандидатом исторических наук Андреем Даниловым, генеральным директором компании «Яроблтур» Игорем Казиным, заместителем руководителя аппарата мэрии Ярославля, координатором проекта «Золотое кольцо России» Ольгой Лилеевой и исполнительным директором Союза городов Золотого кольца Натальей Булах.

Приоритетное направление

– В последнее время мы часто слышим о том, что туризм – это приоритетное направление экономики, что это часть стратегии развития города. Что скрывается за такими формулировками?

Ольга Лилеева: У города в прошлом году действовали семь программ развития. В этом году по решению мэра Владимира Слепцова к ним добавились еще две, и одна из них – программа по развитию туризма. В этом мы видим один из драйверов развития всей экономики города. Выделение туризма в число приоритетных направлений – одна из задач Стратегии социально-экономического развития Ярославской области. 

– Что же входит в это направление?

О.Л.: Прежде всего это формирование комфортной городской среды, что необходимо не только для туристов, но и в первую очередь для местных жителей.

Очень важно, чтобы и туристы, и жители могли без проблем доехать до наших уникальных памятников истории и культуры. Например, архитектурно-храмовый ансамбль в Коровниках традиционно пользуется популярностью. Но к нему трудно подъехать из-за состояния дороги. И в этом году было принято решение включить улицу Златоустинскую в программу «Безопасные и качественные дороги». Надеемся, что будет не только отремонтирована проезжая часть, но и выполнено поэтапное благоустройство территории вокруг ансамбля. Там ведь до сих пор сохранились лестница и причал, куда приплывал императорский корабль. Есть идея воссоздать там же смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку, Успенский собор. 

Не только центр

Андрей Данилов: Отрадно слышать про ремонт улицы Златоустинской, про восстановление смотровой площадки. Как раз за это на протяжении многих лет боролись те, кто работает непосредственно с туристами.

В Ярославле необходимо развивать туристический потенциал не только центральной части города, включенной в список ЮНЕСКО, но и слобод, которые имеют много уникальных объектов. Это общемировая тенденция крупных туристических центров – создавать большую разреженность пространства в центре города за счет предъявления достопримечательностей и создания новых туристических зон на окраинах. 

– Зачем же туристов возить по окраинам и пригородам?

А.Д.: Когда очень много туристов в центре, возникает скученность, страдать начинают все. Местные жители ощущают дискомфорт, они чувствуют себя чужими в своем городе. Да и туристам сложнее рассмотреть и оценить наши достопримечательности. Губернатор Дмитрий Миронов задал планку – увеличить турпоток до 8 миллионов туристов в год. Соответственно нагрузка на исторический центр возрастет многократно. У Ярославля же есть все для того, чтобы распределить эту нагрузку по всему городу, увести туристов на окраины. Это позволит не только разгрузить центр города, но и продлить пребывание туристов в Ярославле.

У нас все церкви уникальные, своеобразные. Например, церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе, Петропавловский парк в районе Красного Перекопа, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. В церквах Иоанна Златоуста и Владимирской в Коровниках одни из самых крупных в мире изразцы. И панорама, открывающаяся оттуда на Стрелку с отражающимися в воде берегом, фонтанами, парками, – это романтично, эмоционально. А за чем же, как не за эмоциями, едет турист?

О.Л.: Город должен быть интересен для различных групп туристов. И для молодежи, и для взрослых людей, и для семей с детьми. В День города был открыт еще один объект, востребованный и жителями города, и туристами, – колесо «Золотое кольцо России». Вокруг него в Ярославле формируется отдельная рекреационная зона. Подобные зоны отдыха департамент туризма готовит для подачи в новую целевую программу. Например, в программе будет представлена Ярославская Большая мануфактура как отдельная рекреационная зона. Надеемся, что и другие проекты попадут в федеральную целевую программу.

Доступная среда

– Что еще необходимо сделать, чтобы привлечь туристов?

О.Л.: Важное направление развития туризма – это создание доступной среды. Мэрия Ярославля обратилась к студентам ЯрГУ с просьбой разработать маршрут для маломобильных туристов. Это не только инвалиды-колясочники, но и мамы с колясками. Студенты откликнулись на просьбу, и такой маршрут по городу теперь есть. 
Сейчас мэрия помогает решить проблему с проходом для инвалидов-колясочников на речном вокзале, куда прибывает огромное количество туристических теплоходов. Такие сигналы от туроператоров мэрия сразу принимает и оперативно реагирует. 

– Говоря об удобстве для туристов, невозможно обойти стороной тему общественных туалетов…

О.Л.: В Демидовском сквере поставили удобный туалет. Им в том числе могут пользоваться инвалиды-колясочники. В районе Стрелки есть туалет. По пожеланиям от туроператоров, которые водят группы, мэрия готова поставить дополнительные туалеты.

Столичный статус обязывает

– Мало создать комфортную для туристов среду. Надо еще, чтобы о ней узнали…

О.Л.: Да, обязательно. Именно поэтому второй блок нашей работы связан с продвижением туристического потенциала Ярославля и всего Золотого кольца. И для этого мы используем различные инструменты. 

На базе Центра международного сотрудничества и туризма, который расположился в Доме дружбы Ярославль – Пуатье, в конце прошлого года открыт туристический информационный центр (ТИЦ). И сейчас он ведет активную работу. Там же разместился Дом дружбы городов-побратимов. Практически все встречи, касающиеся иностранных делегаций, проходят теперь там. И там же расположена штаб-квартира Союза городов Золотого кольца. Также туристический инфопункт открыт на вокзале Ярославль-Главный.

Для удобства туристов мы выпустили единый календарь туристических событий городов Золотого кольца и туристическую карту Ярославля в новом формате. Ее можно бесплатно взять не только в ТИЦ, но и в гостиницах, кафе, музеях.

– В прошлом году в Ярославле был создан Союз городов Золотого кольца. Как будут задействованы возможности этого объединения?

О.Л.: Штаб-квартира Союза городов Золотого кольца создана, она работает как координационный центр. Проведено несколько совещаний с представителями туриндустрии. Одно из самых главных направлений работы – это организация совместного продвижения Золотого кольца как комплексного маршрута.

Кроме того, идет работа над сетевыми проектами. Мы должны понимать, что традиционный маршрут Золотого кольца нужно обновить, сделать так, чтобы он был интересен и для молодежи, и для детей. Например, Владимир разрабатывает проект «Золотое колечко» – это маршрут для детей. В День города Ярославля работал «Городок Золотого кольца», где были представлены туристические возможности всех городов.

Игорь Казин: Что бы мы ни говорили о достопримечательностях, эмоциональной составляющей, туризм – это прежде всего экономика. По статистике порядка 53 отраслей экономики так или иначе завязаны на сфере туризма. Это питание, гостиницы, транспорт и так далее. И моя задача как представителя туриндустрии – максимально приблизить возможности туризма к зарабатыванию денег городом и фирмами, которые в этой сфере работают. Отрадно, что такая же позиция у мэра города.

Человек фотоаппарата

– Давайте поговорим все-таки о том, что надо самому туристу.

А.Д.: У нас туристические потоки формируются исходя из наличия привлекательных объектов, которые хочется посмотреть, сфотографировать. Современный турист – человек фотоаппарата, приложения к соцсетям. У нас, к сожалению, не хватает фотозон, чтобы турист мог не просто сфотографироваться в определенной местности, а чтобы она четко ассоциировалась с Ярославлем, чтобы это вызывало определенные эмоции.

У нас есть улицы, которые в силу исторических особенностей очень привлекательны. Например, улица Революционная – красивая, с липовым бульваром. Но что там будет делать турист? Невозможно ответить на этот вопрос. Да, участок, что ближе к Спасо-Преображенскому монастырю, силами предпринимателей стал туристической зоной. А вот между улицей Андропова и Демидовским сквером пока пустовато.

Проблема в том, что у нас очень серьезная городская среда: шикарные классические храмы, великолепные памятники архитектуры, достойные памятники великим деятелям искусства и культуры, взирающим с пьедесталов. А вот мест, где турист или ярославец может засмеяться, улыбнуться, поиронизировать над собой, нет.

– У нас же есть медведи: на улицах Кирова, Первомайской. Но вспомните, сколько было критики, когда появился рычащий медведь! А сейчас вокруг него постоянно толпа, кто-то непременно трет ему нос.

О.Л.: У нас была идея по поводу скульптур, связанных с образом расторопного ярославского мужичка. Мэр Ярославля Владимир Слепцов ее поддержал. Но под подобную идею нужны меценаты.

А.Д.: Еще была хорошая идея поставить памятник ярославскому кожевнику, ведь в нашем городе когда-то был крупнейший центр кожевенного производства. А возвращаясь к улице Революционной, следует отметить, что там отличная городская среда. Там есть здание гимназии, где учился Николай Некрасов. Мы со студентами обсуждали такое предложение: почему бы к 200-летию Некрасова не сделать веселый памятник – маленький мальчик убегает из гимназии. Вот такого Некрасова нет нигде в России!

Не только храмы

– Какой турист едет в Ярославль?

И.К.: Туризм – это, по сути, малый бизнес. Понятно, что одной компании сложно и дорого продвигать регион или город. Но есть восприятие Ярославля. Если человек живет в Москве и никогда не был в нашем городе, он сел в машину и сюда поехал. В этом случае можно и без турагентства обойтись.

У турагентства совсем другая задача: направлять турпотоки, принимать иностранные группы.

– Иностранцы ведь к нам едут прежде всего на теплоходах…

О.Л.: Да, но теплоходы у нас останавливаются всего на три-четыре часа.

А.Д.: Круизные туристы дают нам цифру турпотока, но, к сожалению, не дают денег. 

– Но Мышкин, например, с теплоходов живет. Почему мы не можем?

И.К.: Смотрите, плывет турист на теплоходе. Что у него есть? Углич, Рыбинск, Ярославль, Кострома – и везде храмы. А 99 процентов иностранных туристов не такие глубокие знатоки и почитатели русской культуры и истории. А когда появился Мышкин… представляете: приплывают они в деревню, там бабушка сидит, пирожки продает. И они погружаются в настоящую русскую деревню. А потом приплывают в Ярославль – там опять храмы.

А.Д.: В этой связи нужна Стратегия развития туризма, которая будет вычленять наши особенности, презентовать то, что для нас уникально. Конечно, про храмы забывать нельзя, они были и остаются нашими главными объектами показа. Но городская среда должна быть насыщена и другими сервисами. Когда человек получает не просто экскурсию, а экскурсию с квестами, специалитеты в фирменном магазине, возможность посмотреть интерьер старинного купеческого дома – такие изюминки очень важны.

Мы от продвижения отдельных достопримечательностей переходим к продвижению сервисов. Если раньше была цель «приехать посмотреть церковь Ильи Пророка», к примеру, то теперь – приехать и увидеть то-то, сделать то-то, попробовать то-то.

Н.Б.: Все, что говорится, касается не только одного Ярославля, но и всего Золотого кольца. Когда мы едем в Европу, то понимаем: вот Париж, вот Прага, и у каждого своя аура. Такая же аура должна быть и у городов Золотого кольца. Одна из задач, которые мы должны решить с коллегами из других городов, – понять, в чем уникальность каждого города, и построить на этом новую концепцию маршрута «Золотое кольцо России». 

Это касается и того, что увидят туристы, и того, что уве-зут как сувениры. Сейчас во всех городах предлагают очень похожие наборы: магнитики, пряники, мед, иван-чай. Наша задача – определиться с оригинальными сувенирами как Ярославля, так и других городов Золотого кольца.

– У нас проводится очень много фестивалей, просто безграничное множество. Но они взаимно не связаны.

О.Л.: Их действительно очень много. Из них мы выделили для себя 4 – 5 наиболее значимых. Их активно продвигаем. Главная наша задача не только привлечь туристов, но и сделать все, чтобы им захотелось приехать в Ярославль еще раз и именно из Ярославля проехать по всем городам Золотого кольца России!

Источник: Городские новости

Возврат к списку