Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University
05/10/2016

Вопрос о способе наделения полномочиями мэра Ярославля вызвал острую дискуссию не только среди городских депутатов на заседании 5 октября, но и в целом в городе. Две позиции представлены в двух проектах решения. Проект муниципалитета предполагает, что кандидатом на пост главы города может быть любой человек, обладающий пассивным избирательным правом (достигший 21 года, не имеющий непогашенную судимость). Именно такие минимальные требования предъявляются к мэру в случае всеобщих выборов.

Проект мэрии предполагает жесткие критерии к кандидату: наличие стажа работы на государственной или муниципальной службы не менее 10 лет, экономическое образование или образование в области муниципального или государственного управления. Не соответствующие этим критериям не будут допущены до голосования в муниципалитете.

Корреспондент ИА REGNUM узнал мнения экспертов по этому поводу — могут ли депутаты избрать мэром достойного человека, или же им в этом нужно «помочь».

«Я считаю, что тем более демократичным будет способ избрания главы города, тем лучше. Если у ярославцев отобрали прямое право выборов мэра, то пусть хотя бы мэр, избранный непрямым путем, будет избран на тех же условиях, что и мэр, который мог бы быть избран народом. Ярославль прямым голосованием выбирал мэра в 1999, 2003, 2008, и 2012 годах. На этих выборах был представлен спектр кандидатов, и каждый из них имел право возглавить город. А если ввести эти ограничительные критерии, то те же люди, что уже претендовали на высшую должность в городе, не смогут на нее претендовать. Условно говоря, 5 лет назад человек имел право стать мэром, а сейчас нет. Возникает вопрос: «Почему?», — считает политический консультант Алексей Власов.

«Могу провести аналогию с тем, как это делается в вузах. Кандидата на пост ректора не допустят до выборов, пока его не оценит аттестационная комиссия министерства образования. На должность мэра должны накладываться определенные квалификационные рамки. Во-первых, это образование. Наличие образования — это уже показатель целеустремленности. Наверное, не нужно прописывать, какой именно вуз и по какой специальности окончил человек, но этот критерий должен быть. Должны быть критерии опыта работы. Степень соответствия кандидатов этим критериям и должна оценивать специальная комиссия. А вот личностные качества человека — честность, порядочность, готовность работать на благо города могут и должны оценивать депутаты муниципалитета, которые делают итоговый выбор», — сказал ректор ЯрГУ им. П.Г. Демидова, сопредседатель регионального отделения ОНФ Александр Русаков.

Политолог Андрей Дементьев поддерживает предложении мэрии о необходимых критериях для кандидата на пост мэра Ярославля, однако считает, что требования к предполагаемому кандидату необходимо смягчить.

«На мой взгляд, при избрании мэра должны быть некоторые обязательные критерии для кандидатов, определенные заранее, в диалоге, и одобренные всеми участниками процесса. Необходимо оставить такой критерий как опыт работы, но только не обязательно на государственной и муниципальной службе, но и на хозяйственной, управленческой работе. Почему человек, руководящий предприятием или его подразделением, не мог бы возглавить город? Образовательный ценз для кандидата в мэры также целесообразен. Но его необходимо расширить», — поделился своим мнением с корреспондентом ИА REGNUM политолог Андрей Дементьев.

Политтехнолог Андрей Становой подчеркивает: с точки зрения логики, безусловно, для кандидатов на пост мэра города должны быть созданы такие же условия, как при прямых выборах. Но…

«…та ситуация, в которой находится столица региона сегодня, приводит к ряду интересных моментов. Для меня важнее, чтобы мэр города был все же эффективным менеджером, в связи с этим наличие квалификационных требований просто необходимо. Поэтому определенные критерии, как и теоретические (образование), так и практические (опыт работы) должны присутствовать у кандидата на пост градоначальника. В связи с этим я считаю проект избрания высшего должностного лица города, предложенный мэрией Ярославля, более рациональным. Жители будут понимать, что депутаты будут выбирать не просто главу, а профессионального менеджера, который будет слугой народа, а не трибуном или демагогом», — убежден Андрей Становой.

Поддерживает введение критериев отбора для лиц, претендующих на замещение высшего должностного поста в городе и председатель Общественного совета при Избирательной комиссии Ярославской области Юрий Головин.

«Прямые выборы есть прямые выборы, здесь более широкий диапазон возможностей. А если идет механизм избрания главы города непрямым голосованием, то, на мой взгляд, введение определённых условий для кандидатов на пост градоначальника не бесполезно. Человек, который может возглавить город, должен обладать определённым опытом, знаниями, навыками, компетенциями. Они должны быть соблюдены, чтобы город не возглавил человек, использующий популистские лозунги», — считает Юрий Головин.

Прямые выборы мэра Ярославля были отменены в 2014 году Ярославской областной думой. Основным аргументом для региональных депутатов была история избрания независимого мэра Евгения Урлашова, арестованного по подозрению в коррупции в 2013 году и осужденного в 2016. После вступления приговора в законную силу (ожидается в ближайшее время) будет применена новая схема избрания: сначала конкурсная комиссия, а потом голосование в представительном органе города — муниципалитете.

Источник: ИА REGNUM

Возврат к списку