Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Наш адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14
График работы с посетителями в отделах университета:
пн, вт, ср, чт: 9.00-12.00, 14.00-17.00,
пт: 9.00-12.00, 14.00-16.00.
Приемная комиссия: +7 (4852) 303210
Ректорат: +7 (4852) 797702
Факс: +7 (4852) 255787
e-mail: rectorat@uniyar.ac.ru

Рэм Александрович Юстинов<br>(01.03.1930 - 11.11.2012)
Рэм Александрович Юстинов
(01.03.1930 - 11.11.2012)

11 ноября перестало биться сердце Рэма Александровича Юстинова – известного в Ярославле и за его пределами кинорежиссёра, заслуженного работника культуры РФ. Он был бессменным руководителем первой в стране Народной любительской киностудии «ЮНОСТЬ», которая в последние десятилетия базировалась в комплексе университетских зданий, называемых ярославцами Знаменская башня.

Вспоминается эпизод молитвы оптинских старцев: «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою». Нам не дано предугадать, когда завершатся наши земные заботы: на всё воля Всевышнего. Рэм Юстинов, спокойно относился ко всем религиям, а главной для себя считал кино. Однажды он как-то отшутился о своём нетрадиционном имени, сказав, что «…человек я не совсем православный, потому, что моё имя, и я тоже – продукт советской эпохи». Действительно, в имени Рэм (революция, электрификация, мир) достаточно вложено силы, энергии и миросозидания! Может быть, поэтому и был он человеком очень деятельным, творческим, иногда противоречивым, не всегда уступчивым, но по сути - миролюбивым и незлобивым. Эти качества, выделили его в конце 50-х из тысяч других сограждан и выдвинули на роль творческого лидера. У него сполна хватало сил и энергии, чтобы, из непригодных клубных помещений, построить и оборудовать по последнему слову техники первую в Ярославле кинолюбительскую студию. И сразу, со свойственным ему творческим напором, Рэм Юстинов навалился на создание документальных фильмов, успевая вовлекать в это дело работников Северной магистрали и параллельно учить фото-киноискусству детей из подшефных школ.

Рэм Александрович во все времена любил детей и охотно возился с ними, занимаясь с самых азов фотографией, сценарными разработками, киносъёмками и монтажом. Припоминаю, как ездили с ним на киносъёмки на старом мотороллере или на смешном кабриолете-газоне, как по-очереди таскали за ним то штатив, то солидную камеру «Конвас». Красная площадь с белыми яблонями у пожарной части, белокаменный Спасский монастырь, берег Волги с пароходами, – всё это стало кадрами фильма о нашем городе с названием «Ритмы Ярославля», режиссером и оператором которого был сам мэтр. Нам, мелюзге, тоже всем хотелось быть похожими на учителя. Мы постоянно нудили о том, что тоже хотим снимать свои фильмы о родном городе. Как-то Рэм возмутился и изрёк: «Ну, что же вы ничего кругом не видите? Вот, к примеру, под носом у нашего клуба ЯПРЗ течёт речка-вонючка Титовка. А где она протекает? Куда впадает? Или откуда берёт своё начало, никто не знает. Пофантазируйте!»

Часто у шефа (так за глаза называли главрежа) было задумчиво-загадочное настроение. Он сидел, и, казалось, никого не слышал. Только по прищуру озорных глаз, можно было заметить, проблески каких-то новых идей. Одним из таких, типично рэмовских решительных проектов, о котором узнало полмира, был документальный фильм «Людям большого сердца». Посмотрев его ещё ребенком, долго не мог прийти в себя. Вся документальная картина была пронизана драматизмом. Невозможно было не сопереживать и подорвавшему себя на бочке с бензином пареньку, и докторам, и тем людям, которые, не задумываясь, отдавали свою кровь и кожу для лечения обгоревшего подростка. Не смотря на драматичность этот фильм, как, впрочем, и многие другие его работы, был очень добросердечным, с грамотно выстроенной композицией и со светлым счастливым финалом. Всего этого, ох, как не хватает нам, да и нашему творчеству сейчас! Я не стыжусь того, что иногда завидовал своему наставнику: его таланту, его спокойствию, его неутомимой фантазии, его умению общаться и с конкретным человеком, и с большой аудиторией. Создавалось впечатление, что он знает всех, от мэрии до Америки! И, похоже, что это так и было. Где бы и с кем бы мне не приходилось общаться - все знали Рэма Юстинова или слышали о его студии.

В последние годы неизменный мобильник на его груди стал тем информационным каналом, который мог замкнуть на себе любую точку мира, а если надо, то и собрать у стола с баранками очередное «творческо- спасательное» подразделение. Мне приходилось наблюдать, как в неизменно-красном галстуке и белой рубашке Рэм Александрович, похожий на повзрослевшего пионера Тимура из далёких тридцатых, собирал свою команду на новые благие дела: по спасению площади Волкова, ради увековечивания памяти братьев Нобелей, графа Шереметьева или героя-подводника Валерия Харитонова.

Когда Рэма Александровича не стало, то гонимый горечью утраты, буквально на следующий день, я приехал в сад ДК «Магистраль», где когда-то, 55 лет назад, зародилось его любимое детище – любительская киностудия. День был по-ноябрьски серым и хмурым, и вдруг на подходе к зданию всё озарилось светом солнца - низкого, но яркого! Я смотрел на желтую стену, на наглухо закрытые двери и чувствовал комок в горле… Здесь я впервые взял в руки фотоаппарат, увидел кино мирового уровня, встречал знаменитых актёров и режиссёров, услышал запретных Битлз, Высоцкого, и в первый раз вблизи разглядел настоящих иностранцев. Мысли лихорадочно путались. Но глядя на солнце сквозь голые деревья, я понял одно… Уходят навсегда те старые добрые времена, где были «чай, баранки и кино». Уходят, потому что не увидишь Его, который неожиданно появлялся в проёме из-под киноэкрана, бренча массивной связкой ключей. Последнее время Рэм любил посидеть у большого семейного самовара, потихоньку перебирая различные документы, записные книжки, старые фотографии. Он ушёл, а самовар жив, он переехал в новую студию и стоит на том же столе. Полагаю, что в его округлых латунных боках, как в зеркале отразилась вся эпоха Рэма и его киностудии, с вечно молодым названием «Юность».

К финалу повествования вспомнилась расхожая литературная фраза «…все мы вышли из гоголевской шинели». А мы, многие ярославские мальчишки и девчонки брежневской эпохи, вышли из рэмовской… Нет! Из Народной киностудии Рэма Александровича Юстинова, а ещё правильнее сказать: «Мы вошли в неё благодаря ему, и не факт, что уже вышли!..» Будем помнить тебя наш первый педагог, первый наш Мастер, открывший для сотен людей радость видеть мир и творить добро!

Александр Кудряшов, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России, телережиссёр Центра университетского телевидения ЯрГУ.

Рэм Александрович Юстинов – известный режиссер, создатель народной киностудии «Юность», которая много лет жила в одном из корпусов ЯрГУ - в «Знаменской башне», да и просто замечательный человек, который растил и воспитывал талантливую молодежь.

В Ярославском государственном университете будут не только помнить самобытного педагога и прекрасного режиссера, но и продолжать его дело.

Ректор Ярославского государственного университета

Александр Русаков


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку