Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Каждый студент, обучающийся в ЯрГУ по направлению «Биология», проходит учебно-полевые практики в течение трёх лет. В первые два года это практики по биоразнообразию, распределенные в равных долях между ботаническими  и зоологическими дисциплинами. На третий год студенты проходят относительно короткую специальную практику по биоэкологи, которая состоит из двух, опять-таки равных по объёму разделов гидробиологического и физиологического. Цель всех практик – углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на лекциях и лабораторных практикумах по соответствующим дисциплинам. Студенты получают возможность изучать природу не по книгам и препаратам, а в натуральном виде.  Общий объём полевых практик составляет 684 аудиторных часа, распределённых по предметам следующим образом: ботаника  – 288 часов, зоология – 288 часов, разделы спецпрактики – по 54 часа каждый. По итогам практики ежегодно выставляется дифференцированный зачёт, складывающийся из оценок по всем пройденным разделам. Ниже приведено краткое содержание разделов практики.

I курс. Ботаника и зоология беспозвоночных.

Ботаника. Практика по этому предмету состоит из двух равновеликих и равнозначных частей, одна из которых посвящена низшим растениям, другая – высшим.

Изучая низшие растения, студенты знакомятся в природе с представителями слоевищных организмов – водорослями, грибами, слизевиками, лишайниками и с условиями их существования. Осваиваются методики сбора, гербаризации, фиксации и хранения представителей этих групп, изготовления временных и постоянных препаратов, приобретаются навыки самостоятельного определения биологических видов и их описания. Три экскурсии привязаны к разным группам слоевищных организмов. На первой изучаются экологические группировки водорослей и условия их  обитания: фитопланктон, фитобентос и фитоперифитон Улеймы и временных водоемов, напочвенные и аэрофильные водоросли. На второй происходит знакомство с различными представителями грибов и слизевиков в районе биостанции: сапротрофы и микоризообразователи, грибы-деструкторы и возбудители болезней  лесных и культурных растений. Третья экскурсия посвящена разнообразию эпифитных и эпигейных лишайников с различными типами таллома. В ходе экскурсий студентам даются разнообразные сведения экологического характера. В их числе распространение и динамика развития водорослей в почве,  толще воды, на дне и на различных подводных  субстратах, грибов – на травянистых растениях, почве, мёртвой и живой древесине, слизевиков – на почве, гниющих растительных остатках и мёртвой древесине; лишайников – на почве и деревьях.

Высшие растения познаются с нескольких позиций. Во-первых, это знакомство с фоновыми систематическими группами региона и с видовым разнообразием местной флоры. Во-вторых, изучение морфологических и иных приспособлений к обитанию в разных биотопах. В-третьих, овладение навыками гербаризации, изготовления анатомических препаратов и определения видов. Пять экскурсий проводятся в следующих биотопах: еловый лес, сосняк, луг, болото и река. В каждом биотопе студенты получают представление о разнообразии и специфических чертах обитающих там растений. Помимо этого, они знакомятся с общими характеристиками разных типов леса, их микроклиматическими и эдафическими условиями, с пойменными и суходольными лугами, с отличительными чертами верховых и низовых болот, с типами водоёмов и экологической классификацией водных и прибрежных растений.

На ботанической и зоологической практиках после первого и второго курса студенты выполняют исследовательские проекты. Проекты делаются группами по два-три человека и являются  прообразами курсовых и выпускных квалификационных работ, так как выстроены по аналогичной схеме за исключением сведенного к минимуму обзора литературы. Каждая группа получает несложное задание с уже сформулированными целью и задачами, литературой, оборудованием и инструкциями по выполнению. Задания распределяются весной,  и  до начала практики студенты имеют возможность подготовиться теоретически. Результаты проектов защищаются на итоговой научной конференции. Защита состоит из десятиминутного доклада с презентацией и последующего обсуждения. Отличительная черта и зоологической, и ботанической конференции в том, что в них совместно участвуют студенты первого и второго курсов. Первокурсникам это позволяет познакомиться с тем, что их ожидает в следующем году, и заранее выбрать тему исследования. Второй курс повторяет пройденное и имеет возможность задавать младшим товарищам весьма содержательные вопросы при обсуждении докладов.

Ботанические проекты тематически разнообразны: морфология грибов и лишайников, видовое разнообразие слизевиков, лишайников и всех экологических групп водорослей, различные группы паразитических грибов, морфологические особенности высших растений из разных биотопов, явление гетерофилии, особенности гаплоидной и диплоидной фаз жизненного цикла папоротников, растения-полупаразиты и другие темы. На выполнение проекта отводится пять дней.

Для получения зачёта оцениваются дневники практики с описаниями и рисунками, результаты контрольного определения и выполнения исследовательского проекта, качество собранных коллекций, знание ключевых признаков изученных семейств, систематического положения, русских и латинских названий изученных видов, их строения, биологии и экологии. 

Зоология беспозвоночных. Данная практика состоит из трёх частей – экскурсионной, лабораторной и исследовательской. В ходе экскурсионной части студенты знакомятся с фоновыми и редкими видами беспозвоночных животных Ярославской области. Водная экскурсия носит ознакомительный характер, подготавливающий к лабораторному практикуму и полевой практике по гидробиологии. Поэтому она не включает в себя изучение техники отбора количественных гидробиологических проб, их анализа и определения гидробионтов. Виды и более высокие таксоны называет преподаватель, а студенты лишь наблюдают их в живом виде. Пробы отбираются в реке, во временных водоемах естественного происхождения, а также в пруду на территории биостанции. Круг объектов включает в себя представителей кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, двустворчатых и брюхоногих моллюсков и, наконец, всех подтипов членистоногих. Сухопутные экскурсии на луг, на вырубку и в лес включают в себя освоение техники обнаружения объектов, ручного сбора личиночных стадий беспозвоночных, отлова имагинальных стадий, замаривания, изготовления и этикетирования коллекций. Отдельный выход посвящается знакомству с повреждениями древесных пород растений (галлы, мины, погрызы, деформации и др.) и, соответственно, с вредителями леса.  Другая, не менее важная часть любой экскурсии – протоколирование в полевых дневниках погодных условий, характеристик биотопа, в котором ведется работа, и наблюдений за беспозвоночными в естественной среде. Протокол служит основой  развернутого описания экскурсии, выполняемого в тот же день. Описания содержат, в частности, сравнение фаун разных биотопов и анализ возможных причин их сходства или различия. 

Лабораторная часть практики, помимо составления коллекций, посвящена определению видов беспозвоночных, главным образом насекомых. Студенты не только препарируют беспозвоночных и изучают признаки разных таксонов, но, что не менее существенно, осваивают непростую работу с определителями. За пять лабораторных дней они определяют до вида около тридцати объектов.

Тематика исследовательских проектов имеет отчётливый экологический уклон и касается разных аспектов жизни беспозвоночных животных: защитные приспособления, следы жизнедеятельности, спектры питания, суточная активность, состав зооценоза, пищевые сети и т.д. На выполнение и написание работы отводится пять дней с ежедневным контролем и консультациями.

В зачётные мероприятия входят оценка описаний экскурсий, объёма и качества коллекции насекомых, знания латинских названий таксонов и их признаков, контрольное определение с ограничением по времени и защита исследовательского проекта на итоговой научной конференции.

II курс. Фитоценология и зоология позвоночных.

Фитоценология. Целью данной практики является формирование у студентов представлений о флоре как составной части растительного покрова и о растительном сообществе как основном объекте в изучении растительности. Студенты овладевают технологиями определения состава растительности, осваивают показатели и методы изучения фитоценозов узнают о  состоянии растительности региона, развивают навыки гербаризации и определения видов. На шести экскурсиях демонстрируются, в частности, еловые, сосновые и мелколиственные леса, их происхождение, типы, структура, флористический состав и динамика. Луга и болота как особые типы растительного покрова рассматриваются с точки зрения различных способов классификации, флористического состава и структуры сообществ, сезонных флуктуаций и сукцессионных процессов. Изучается также строение, разнообразие и динамика водных сообществ. Для всех типов растительных сообществ оцениваются экологическое значение, хозяйственное использование и меры охраны. Отдельной темой являются агрофитоценозы с их специфическими формациями культурных растений и сорняками, а также видовой состав и сообщества синантропной растительности.

Разнообразие растительных группировок на биостанции и в окрестностях дает богатую тематику исследовательских проектов. Они выполняются в сосняках и ельниках, березняках, осинниках и ольшаниках, в русле, прибрежной зоне и заливах реки, на лугах и болотах, по обочинам дорог и на заброшенных пашнях. Студенты изучают растительные микроценозы, продуктивность растительных сообществ, их восстановление, возобновление отдельных видов, флору нарушенных местообитаний, структуру и состояние популяций редких и исчезающих видов. На выполнение проектов отведено пять дней.

Допуском к зачёту является оформленный альбом с характеристиками сообществ, бланками геоботанических описаний и самостоятельными выводами.  В зачёт входят  контрольное определение двух неизвестных видов за отведенное время, знание 150 видов растений гербария (русское и латинское названия, место в системе, фитоценотическая и экологическая приуроченность, значение для человека и природы), собеседование по контрольным вопросам и защита научного проекта.

 

Зоология позвоночных. Основными задачами данной практики являются освоение методов полевых зоологических исследований, знакомство с фауной позвоночных Ярославской области и формирование представлений об экологической структуре сообществ животных. Студенты осваивают широкий спектр приемов полевых исследований, в числе которых маршрутные методы, учетные площадки, изучение животных по следам жизнедеятельности и звуковым сигналам, методы изучения биологии и экологии представителей всех классов наземных позвоночных, ведение полевых дневников,  фотографирование и техническая зарисовка объектов, описание экскурсий. Набор методов и особенности их применения рассматриваются индивидуально для каждого биотопа и каждой систематической группы животных.

Экскурсии проходят как в дневное время, так и с четырех часов утра, на пике звуковой активности певчих птиц. Всего проводится шесть экскурсий, две из которых в лесу, по одной – на открытых пространствах, побережьях водоемов и в окрестных деревнях, и одна  охватывает практически все названные участки. Тематически экскурсии выстроены по единому плану:  таксономическое разнообразие позвоночных соответствующего биотопа; экологические комплексы обитающих в нем позвоночных и их типичные представители; морфологические и поведенческие особенности позвоночных, необходимые для жизни в данном биотопе. На экскурсии по побережьям дополнительно обсуждаются факторы, влияющие на распределение прибрежных видов позвоночных. Во время «деревенской» экскурсии на живом материале дается представление о явлении синантропизации, видах-синантропах и их классификации, о факторах, привлекающих позвоночных на территорию человеческих поселений, и о закономерностях пространственного распределения позвоночных населенных пунктов.

Исследовательские проекты условно делятся на фаунистические и экологические, хотя первые также содержат значительный экологический компонент. Например, изучаются птицы побережий рек Улейма и Юхоть, орнитофауна лесов, открытых пространств и населенных пунктов в районе биостанции, врановые, дятлообразные и мелкие млекопитающие биостанции, экология бобра, лося, живородящей ящерицы, серой жабы и бурых лягушек, гнездовая экология птиц, следы жизнедеятельности позвоночных животных. На выполнение проекта отводится семь дней.

Зачётные мероприятия состоят из нескольких частей. Оценивается качество описаний экскурсий, знание латинских названий таксонов и теоретической части о методах исследований и биологии изученных видов. Помимо этого, проходит контрольное определение позвоночных животных и следов их жизнедеятельности в полевых условиях в ходе зачетной экскурсии.

III курс. Биоэкология.

Гидробиология. На данной практике происходит формирование навыков  полевых сборов, камеральной обработки и анализа гидробиологических материалов. Три экскурсии с последующей камеральной обработкой материала посвящены изучению трёх экологических групп гидробионтов – зоопланктона, зообентоса и зарослевой фауны. При отборе проб студенты осваивают приборы по учету видового состава и показателей обилия (численности и биомассы) соответствующей группы организмов – планктонную сеть,  батометр, драгу, дночерпатель, зарослевырезыватель Бута. В камеральной обработке используются оптика, счётные камеры, штемпель-пипетки и иное оборудование. Осваивается метод прижизненной окраски зоопланктона анилиновым красителем для дифференциального учета живых и мертвых особей в сообществе. Качественный состав проб устанавливается по определителям, а для количественного учёта применяются расчётные методы с оформлением протоколов и сдачей этикетированных проб.

Отличительная черта исследовательского проекта на гидробиологической практике состоит в том, что он – один на всех и называется «Оценка экологического состояния устьевого участка реки Улейма по гидробиологическим показателям». Для его выполнения подгруппа студентов делится на три команды, каждая из которых обрабатывает весь собранный подгруппой материал по планктону, бентосу или зарослевой фауне. Анализируются не только названные выше показатели, но также  пространственное распределение гидробионтов и влияющие на него экологические факторы.  Гидробиоценозы сравниваются по видовому составу на разных участках реки с использованием индексов сходства. Расчитывается индекс сапробности  и определяется зона сапробности, к которой относится изученный участок реки. Материалы по каждой группе гидробионтов докладываются на итоговой конференции, и после обсуждения формируется интегральная оценка речного участка в текущем году.

Кроме выполнения проекта, для сдачи зачёта необходимо корректное прохождение всех этапов отбора и обработки проб с оформлением протоколов, а также знание принципов устройства и работы используемого оборудования.

Сравнительная и экологическая физиология. Основными задачами практики являются формирование умений и навыков постановки полевых физиологических экспериментов, оценки функционального состояния различных систем органов животных, технического протоколирования опытов. Особенности практики состоят в отсутствии групповых экскурсий и самой сложной приборной базе.

Материалом экспериментов служат беспозвоночные и позвоночные животные. Например, на рыбах отрабатывают определение возраста, размерно-весовых характеристик, жирности и упитанности, стадий зрелости, формулы крови, технику взятия крови и приготовления мазков, патолого-анатомического исследования. Физиология питания изучается на инфузориях (формирование и миграция пищеварительной вакуоли), двустворчатых моллюсках (фильтрационная активность в естественном водоёме и в эксперименте), рыбах и амфибиях (моторная активность желудка). Процессы дыхания и газообмена рассматриваются у разных групп гидробионтов (интенсивность потребления кислорода) и у наземных насекомых (зависимость частоты дыхания от температуры). Уделено внимание и поведению различных гидробионтов в потоке воды и в поле постоянного электрического тока. По результатам экспериментов каждого дня проводится групповое обсуждение.

Требования к зачёту – активное участие в отлове экспериментального материала, успешное проведение всех обязательных опытов, корректное оформление технических протоколов, знание теоретической части.

Практика студентов-экологов.

Студенты ЯрГУ, обучающиеся по направлению «Экология и природопользование», имеют много видов учебных практик, но лишь небольшая их часть проходит на биостанции. Причина этого – специфика образовательного стандарта и, как следствие, учебного плана. На первом курсе за двенадцать дней студенты получают общее представление о видовом разнообразии животных и растений. На втором курсе за такое же время им рассказывается о разнообразии экосистем на примере наземных растительных и водных сообществ. В столь сжатые сроки число экскурсий, объём фактического материала и освоение методик по необходимости сводятся к минимуму, а выполнение полевых исследовательских проектов исключается.Text here....