Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

От инициативы к историческим открытиям: коллективная монография под редакцией Романа Фролова в зарубежном издательстве

В чьих руках находилась политическая инициатива в античном Риме, какие формы она принимала, кто контролировал повестку дня, каков язык описания неформального политического лидерства в источниках, – эти и другие вопросы продолжает анализировать декан исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова Роман Фролов на международном уровне.
Как говорят, «инициатива наказуема», но без нее не функционирует ни один человеческий коллектив.


– Интерес к вопросу о политической инициативе в античном Риме возник у меня в ходе реализации научно-исследовательского проекта, работа над которым началась еще в 2014 г. Я изучаю политическую роль тех, кто занимал «промежуточное» положение между частными лицами (privati) и должностными лицами, магистратами (magistratus) в Римской республике. Например, я рассматриваю сведения античных авторов о десигнатах (designati) – избранных магистратах, еще не вступивших в должность. В полемике с теми исследователями, которые полагают, что десигнаты уже были наделены некоторыми полномочиями действующих должностных лиц, я обращаю внимание на то, что уподобление первых вторым всегда сопровождается в источниках указанием на проявление десигнатами неформальной политической инициативы.1SevqqAHY_8.jpg
Описывая ее, античные авторы используют такие формулировки, которые и могут создать впечатление, будто десигнаты были официально наделены некоторыми магистратскими полномочиями, например, правом издавать эдикты (ius edicendi). Возникла идея предложить целой группе коллег подумать над вопросом о том, какую роль играл фактор политической инициативы для тех аспектов истории античного Рима, которые изучают они.

Декан подвел важную черту в исследовании коллективной монографией “Leadership and Initiative in Late Republican and Early Imperial Rome”, которая была недавно опубликована в нидерландском издательстве Brill (Лейден-Бостон) под его редакцией совместно с доктором Кристофером Бёрденом-Стревенсоном из университета Кента (Великобритания): https://brill.com/view/title/61945 .

– В понятие «политическая инициатива» (на русском языке оно звучит несколько удачнее, чем на английском) мы включали не только формальную инициативу (например, законодательную), но и неформальную. Определять повестку дня, ставить новые вопросы и предлагать оригинальные решения, действовать исходя из собственной оценки ситуации, неожиданно, непредсказуемо («something which could not be expected», как писала Ханна Арендт о настоящем политическом действии), оказывать влияние на других с тем, чтобы они, в свою очередь, что-либо предприняли, – все это в главах монографии анализируется на материале богатой на такого рода детали римской истории, 

 рассказывает Роман Фролов.

Над проектом трудилась целая команда – авторитетные специалисты с мировым именем, специализирующиеся на изучении политической культуры и политической системы Рима эпохи поздней Республики и ранней Империи. В качестве авторов выступили коллеги из России, Великобритании, Германии, Австралии, США, Израиля, Австрии и Швеции. Среди российских участников проекта еще один представитель ЯрГУ – профессор кафедры всеобщей истории Вера Дементьева.

– Работа над монографией началась в 2019 г., когда Кристофер Бёрден-Стревенс и я провели международную конференцию в университете Билефельда. Это было непросто, но благодаря помощи немецких коллег (прежде всего, Уве Вальтера, профессора университета Билефельда, и Тассило Шмитта, которого с ЯрГУ связывает многолетнее сотрудничество) мероприятие состоялось.  –

вспоминает декан исторического факультета ЯрГУ.

– По завершении конференции мы составили заявку на издание книги, а после предварительного одобрения проекта со стороны Brill находились в постоянном контакте и с авторами, и с издательством. Мы прошли многочисленные этапы рецензирования (уже сложно припомнить, сколько именно), занимались переводами части материала с русского и немецкого на английский язык, писали собственные главы. Были и трудные моменты: по результатам внешнего рецензирования автору одной из глав пришлось отозвать свой текст. Работа над книгой шла в условиях пандемии в дистанционном режиме. Это усложняло задачу, и тем не менее от конференции до публикации книги прошло не так много времени: чуть более двух лет, что считается довольно быстрым результатом по меркам нашей дисциплины. Последние штрихи мне срочно пришлось вносить в новогодние каникулы, практически под бой курантов, чтобы вовремя успеть доделать подробный указатель к книге.

Коллективная монография включает 18 глав (вместе с Введением) и охватывает обширный материал по истории античного Рима эпохи поздней Республики и ранней Империи (главным образом рассматриваются сведения источников о периоде I в. до н.э. – I в. н.э.). Роман Фролов так описывает структуру и содержание книги:

– Главы книги объединены в несколько тематических блоков (например, «Инициатива женщин в римской политике» и «Политическая инициатива за пределами Рима»), но альтернативных способов их группировки множество. Например, одни авторы рассматривают инициативу республиканских должностных лиц (монетные триумвиры, плебейские трибуны, консулы, диктаторы, интеррексы) и принцепсов эпохи Империи. В центре внимания других – инициатива отдельных представителей элиты, которые не обладали публичной властью, не занимали никаких должностей. К таковым априори относились, например, влиятельные матроны. Наконец, третья группа глав концентрируется на анализе коллективных акторов, инициативе целых групп, таких как сенаторы, «народ», солдаты, провинциалы. Как видно из этого перечня, мы постарались дать «репрезентативную выборку» тем, хотя монография легко могла бы быть расширена в несколько раз.

В общем Введении к монографии, подготовленном деканом исторического факультета ЯрГУ, описаны история изучения вопроса и методология исследования:

– Мы и сегодня сталкиваемся с тем, что не можем описать функционирование наблюдаемых нами в режиме реального времени политических систем, анализируя только институты, правила и процедуры. При изучении истории античной римской государственности исследователи стараются учесть возможно большее число факторов, влиявших на развитие ситуации. Акцент на рассмотрении политической инициативы – попытка предложить еще один способ совместить анализ публично-правовых, институциональных аспектов (никто ведь не отменял важность законодательной инициативы) с изучением широкого круга феноменов живой и богатой политической культуры, каковой была политическая культура Рима на рубеже эр. Во Введении я делаю попытку сформулировать ряд вопросов, которые пока не оказывались в центре исследовательского внимания. Среди них следующий вопрос: как сами античные авторы описывают то, что мы называем «политическая инициатива»? Ясно одно: римляне (и, конечно, греки) интересовались этим феноменом не меньше нас и выработали богатый инструментарий его описания. Последний включал, например, термин auctoritas, обозначавший неформальный «политический вес» и тесно связанный как раз со способностью предлагать на рассмотрение новые решения, выступать в роли auctor – инициатора. Авторы монографии активно применяют терминологический анализ, но это лишь один из подходов, используемых в книге.

Рассказывая о полученных результатах, Роман Фролов подчеркивает, что в каждой главе делаются конкретные оригинальные выводы, значимые для избранной темы:

– Так, например, Александр Якобсон, соглашаясь с тем, что в Римской республике «формальная» (прежде всего, законодательная) инициатива признавалась только за должностными лицами, обращает внимание на ряд эпизодов, в которых то, что выглядело как инициатива республиканских должностных лиц (особенно плебейских трибунов), в свою очередь, оказывалось реакцией на первоначальную неформальную инициативу рядовых граждан. При этом члены политической элиты, реагируя на «запросы сограждан» в попытках заполучить их поддержку, сами вносили значительный вклад в то, какое именно предложение будет в итоге внесено на обсуждение в сенат и предложено на голосование в народном собрании. Таким образом, противоречивые и не всегда ясно сформулированные чаяния массы граждан могли действительно повлиять на формирование повестки дня, но происходил сложный процесс столкновения первоначальных идей, разработки конкретных предложений в ответ на них, а затем реакций уже на эти последние.

Оценивая проект в целом, декан отмечает:

– Потенциал темы явно не исчерпан, так что дальнейшее сотрудничество было бы верным шагом. Заинтересованные отклики от коллег приходят уже сейчас, и мы ждем первых рецензий на книгу. Безусловно, этот проект стал для меня богатым источником многообразного опыта. О всех его аспектах – организационных, правовых и, конечно, научных – теперь пришла пора рассказывать студентам. 

Возврат к списку