Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Владимир Хрящев: «Нужно быть готовым отбросить стереотипы и изменить учебный процесс в соответствии с новыми требованиями»

Заменит ли онлайн офлайн или же останется, но в каком-то соотношении с привычными аудиторными занятиями – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. Методы смешанного обучения не новы, многие специалисты не только работали с ними, но и имеют практический опыт в разработке самой концепции. Один из них – Владимир Хрящев, доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики, научный руководитель Центра искусственного интеллекта и цифровой экономики ЯрГУ.

- Вы были победителем грантового конкурса Фонда Потанина для преподавателей магистратуры с проектом совмещения двух форматов в высшем образовании.

- Мой проект заключался в разработке методов смешанного обучения, то есть одновременного использования онлайн и аудиторного обучения, для гуманитарных дисциплин, которые читаются на инженерных специальностях. Я апробировал методику на обязательном в магистратуре предмете  – «Истории науки». Также мы практиковали методы смешанного обучения, например, в обучении иностранному языку, когда совместно со специалистами кафедры иностранных языков ЯрГУ разрабатывалась онлайн-среда «Study24Seven». Это был наш ответ системе Moodle, которая, на мой взгляд, перегружена и не современна. Как часто бывает со стартапами, проект этот умер, но полученный опыт остался. Поэтому понимание, как использовать современные коммуникационные технологии в учебном процессе, есть.  Наш университет вообще был одним из пионеров в этой сфере.

- Расскажите, как это было.

- В 2000-2003 годах я, будучи аспирантом ЯрГУ, дистанционно проходил обучение в Стэнфордском университете. Элементы дистанционного обучения тогда уже существовали, хотя интернет развит был значительно меньше, чем сейчас. Таких сайтов, как YouTube или Coursera, тогда еще не появилось, поэтому записанные видеолекции нам выдавали на компакт-дисках. Наш университет готовил «оболочку» для этих компакт-дисков, интерфейс приложения, осуществлял тиражирование. Дальше эти диски распространялись по российским регионам. Каждую субботу мы собирались на «живой» семинар в главном корпусе, где обсуждали просмотренный контент. Раз в неделю нужно было выполнять письменное задание – писать эссе. Раз в месяц были онлайн-чаты, где каждый мог задать вопрос преподавателям Стэнфорда, а раз в году - офлайн конференции, на которые приезжали обучающиеся из разных регионов России. Когда Дмитрий Медведев, будучи Президентом России, ездил в Кремниевую долину, в его речи отмечалось, что программное обеспечение для дистанционной программы Стэнфорда делалось в Ярославском университете. Это и был наш пилотный опыт, полученный во многом благодаря ректору Александру Русакову и выпускнику исторического факультета ЯрГУ Алексею Ситникову, который сейчас работает в Сколтехе. Так что использование методики смешанного обучения в ЯрГУ имеет уже 20-летнюю историю.


Сотни российских студентов прошли через программы Стэнфорда непосредственно в России, включая тех, кто воспользовался программами так называемого дистанционного обучения. Кстати, программное обеспечение для такого рода обучения было создано одним из наших университетов – Ярославским университетом.

Президент России Дмитрий Медведев

Источник: http://kremlin.ru/events/president/news/8160



- Так каким же, на ваш взгляд, должно быть соотношение «живого» и дистанционного обучения?

- Гуманитарные дисциплины, с большим объемом текстовой нагрузки, достаточно хорошо «ложатся» на дистанционный формат. Мне кажется, что в эпоху доступности любых источников в интернете традиционный формат «лекций под запись», своеобразного диктанта, явно устарел. Ключевой момент - это интерес студентов к дисциплине, к личности преподавателя, к обучению в вузе в целом. Если есть мотивация, то использование дистанционной формы в том или ином виде вполне рационально. Мое мнение, что после снятия карантина онлайн компонента обучения будет в том или ином виде регламентирована и  останется с нами, не обнулится. Особенно это будет актуально для магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования.

- С лекциями разобрались, а как быть с лабораторными занятиями?

 - Здесь, конечно, все намного сложнее. Однако могу себе представить появление своеобразных городских Кванториумов для системы высшего образования, оснащенных современными компьютерными классами, наборами для робототехники на базе Arduino, 3D-принтерами и другим массовым оборудованием. Такие лаборатории должны быть высоконагружены, и оборудование должно быстро меняться, оставаться актуальным.  Т.е. разные вузы региона, студенты разных факультетов и специальностей могут использовать одну и ту же площадку, адаптированную под профиль той или иной территории. Здесь как раз обратная логика – изменения могут коснуться в большей степени бакалаврского уровня. Понятно, что есть области знания, где такое представить очень сложно. Это, наверное, и медицина и многие технические специальности.

- Есть мнение, что переход на дистант сделает ненужными региональные вузы.

- Область высшего образования весьма консервативна. Но перемены рано или поздно все равно будут происходить. Взять хотя бы апрель 2020 года – сколько событий произошло! Разве можно было представить себе заседание кафедры в Zoom даже в марте? А сейчас это уже наша реальность.

Могу поделиться тем, как я это вижу.  Будет сильная профессура: ученые конкурентные, публичные, умеющие работать с личным брендом в онлайне. Они будут создавать авторские курсы, как для офлайн, так и для онлайн. Профессора не будут жестко привязаны к тому или иному учебному заведению.  Скорее будут выступать в роли «мигрирующих рок-звезд». Самым уязвимым становится среднее звено – рядовые преподаватели: оно будет «вымываться» тьюторами, которые будут доносить – в упрощенном виде – профессорскую концепцию до широких студенческих масс, помогать, руководить проектами, проводить офлайн мероприятия во всех этих коворкингах, точках кипения и кванториумах.

То есть идея вуза без собственного кампуса (или почти без кампуса) по целому ряду специальностей не кажется мне невероятной. Или даже, как мы иногда шутим, для ЯрГУ весь город Ярославль – кампус. Вопрос еще в сочетании таких новых форм с городской и социальной средой. В этом смысле, Ярославлю стоит задуматься над своим позиционированием для молодых людей. Промышленность – хорошо, туризм – хорошо, а что город предлагает для молодых людей, обучающихся в нем? Привлекателен ли он для них?

- То есть грядущих перемен можно не бояться ?

- Все будет хорошо, но есть ощущение, что мы вошли в период перемен, которые затронут и высшее образование тоже. И всем нам нужно быть адаптивными и готовыми уже в ближайшее время отбросить ряд стереотипов и изменить учебный процесс в соответствии с новыми требованиями. Верю, что ЯрГУ, да и Ярославль в целом, имеет все шансы войти в новую реальность, как центр образования по целому ряду направлений, узнаваемый на федеральном и международном уровне.

 Юлия Цофина
Демидовский университет (ЯрГУ)

Возврат к списку