Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Вторники Шпилевского

Наша рубрика «Вторники Шпилевского» названа в честь профессора Сергея Михайловича Шпилевского (1833-1907), директора Демидовского юридического лицея, который занимал эту должность почти двадцать лет.

1903 год. К 100-летию со дня основания Демидовского Училища высших наук - на торжественном собрании, посвященном знаменательной дате в истории учебного заведения, профессор Сергей Шпилевский обратился к присутствующим с приветственной речью, которая является частью исторически-значимого документа, ставшего яркой летописью появившегося на Ярославской земле в 1803 году учреждения высшего образования.

Вторники Шпилевского. Глава 1, изображение №1

На страницах документа описано немало интересных событий, связанных с периодом становления и жизнью Училища высших наук, Лицея (камеральный лицей), Юридического лицея.

Глава 1

Вторники Шпилевского. Глава 1, изображение №2

Сергей Михайлович Шпилевский, 30 августа 1903 года:

«По поручению Совета Лицея обращаюсь к настоящему собранию с кратким очерком истории высшего учебного заведения в Ярославле, ныне празднующего столетие своего существования. В течение ста лет это училище носило три названия и получило пять уставов; эти изменения представляются основанием деления столетней истории училища на три периода: время Демидовского училища высших наук, последующее время существования Демидовского лицея и третий период, относящийся к Демидовскому Юридическому Лицею».

Все заботы о первоначальном устройстве и открытии училища были возложены на директора Ярославских училищ Александра Николаевича Хомутова, попечителя Московского учебного округа в Ярославле.

«… Для помещения училища Всемилостивейше дарован дом, бывший архиерейским, на том месте, где ныне стоит Лицей. Но дом этот от ветхости не мог быть обитаем, требовал капитальной перестройки и училище первоначально было помещено в наемном доме.

Прежде открытия училища и до издания устава его, в 1804 г. были присланы от Московского университета пять преподавателей. Первым прибыл в Ярославль адъюнкт Яниш, который должен был открыть публичный курс физики, естественной истории и физики. «Сими лекциями, как заявил университет, полагается первое основание Ярославского училища высших наук, нового храма учености».

Вторники Шпилевского. Глава 1, изображение №3

В том же 1804 году присланы из Москвы пять студентов, по одному к каждому преподавателю и 1 августа 1804 года началось чтение лекций.

28 января 1805 года Император Александр подписал устав Ярославского училища высших наук, которое в незабвенную память патриотического подвига Демидова названо Демидовским. Оно занимает первую степень непосредственно после центральных университетов, состоит из 7 профессоров, которые преподают словесность древних языков и российское красноречие, философию, право естественное и народное, математику, естественные науки, химию и технологию, политическую историю, политическую экономию и науку финансов. Профессорам положено жалование по 1200 рублей в год. Управление училищем вверено проректору и совету, которые в важнейших делах относятся в совет Московского университета. Проректор избирается ежегодно из профессоров, составляющих сословие сего училища. На совет возлагается соблюдение устройства в училище и управление имуществом, дарованным училищу, сам собою совет не может налагать новых оброков на крестьян, приписанных к училищу. На иждивении училища содержатся 20 студентов, окончивших науки в нижних училищах. Окончившие курс училища принимаются в службу четырнадцатым классом. Совету предоставляется право производить в студенты-кандидаты, которые получают 12 класс.

Торжественное открытие училища, на основании данного ему устава, последовало в наемном доме, только в 1808 году училище перешло в собственный дом, устройство и расширение которого сделано было на новое пожертвование Демидовым 30 000 рублей. Но теснота и неудобство размещения и в новом доме привело к необходимости дальнейших перестроек, что и продолжалось в течение нескольких лет.

В 1805 г. при училище был открыт благородный пансион…».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 2

В 1805 году при училище был открыт благородный пансион, в который принимались дети дворян от 9 до 13 лет, с определенной платой за содержание. По окончании курса в пансионе и «по выдержании» особого экзамена пансионеры производились в студенты, которые могли оставаться в пансионе. В 1813 г. училище получило право, независимо от этих студентов пансионеров, иметь своих собственных студентов пансионеров, этим было положено начало лицейскому пансиону существовавшему до открытия Юридического Лицея.

Обращаясь к внутренней жизни училища, должно указать на важнейший недостаток его — ничтожное число воспитанников, которое до 1810 года не превышало 38, считая вместе со студентами и пансионерами.

Проводивший в училище ревизию (1808 г.) профессор Московского университета Прокопович-Антонский доносил университету, что «число учащихся слишком мало (всего 19 человек), пожертвования благодетеля заплачены самою мелкою монетою, профессора сами тужат и стыдятся, что училище их в таком положении». С течением времени число учащихся стало возрастать, хотя и незначительно.

Заслуживает внимания отзыв о состоянии училища, данный профессором Дерптского университета Глинкою, который сопровождал в 1817 году великого князя Михаила Павловича в путешествии его по России. После посещения им училища, Глинка доносил императрице Марии Федоровне: «Демидовское высших наук училище, по мнению знающих людей, не совсем выполнило благотворную цель основателя его и отнюдь не оправдало высоких о нем чаяний просвещенной публики. По несчастию, основатель не дал надлежащих предписаний в рассуждении управления училищных вотчин, и по сему доход с них был собираем и издерживаем как ни попало. Выбор учителей сего учебного места неудачен, а надзор за учителями и того ещё плоше. Здесь обучаются ныне 22 казенных и 23 своекоштных (учившихся за свой счет – прим.) студентов, большею части бедных родителей дети; люди же, достаточные и образованного вкуса, посылают детей своих для обучения в другие училища».

В 1816 г. последовало освобождение училища от управления крестьянами, которое было передано местному гражданскому начальству, как управляются все государственные крестьяне, с тем, чтобы крестьяне этих вотчин оставались навсегда под именем крестьян Демидовского училища и вносили бы оброк в казенную палату.

Павел Григорьевич Демидов до конца жизни принимал самое живое участие в интересах основанного им училища и не оставлял его пожертвованиями. Он не принял предлагаемого ему звания попечителя училища, но в силу его высокого нравственного авторитета все правительственные мероприятия по отношению к училищу осуществлялись не иначе как с его согласия. Училище постоянно выражало глубокую признательность своему основателю, на ежегодных торжественных собраниях училища профессора в своих речах восхваляли Павла Григорьевича.

Вторники Шпилевского. Глава 2, изображение №2

В 1823 г. последовало издание нового штата училища в виду увеличившихся средств училища от увеличений оброка с крестьян и по причине возвысившихся на все вещи цен. Профессорам назначено жалование вместо 1200 рублей – 1400, число казеннокоштных (содержащихся и обучаемых на средства казны, государства -прим.) студентов увеличено вдвое – 40 вместо 20.

В августе 1823 г. Император Александр в бытность свою в Ярославле посетил училище и усмотрел, сколь трудно месту, удаленному от высшего начальства, управляться проректором, ежегодно избираемым профессорами из своей среды. Последствием этого усмотрения Государя было учреждение в следующем году должности директора училища, определяемого с Высочайшего утверждения; должность проректора была уничтожена: для надзора над училищем учреждена должность почетного попечителя, которым был назначен Ярославский губернатор Безобразов.

Вторники Шпилевского. Глава 2, изображение №3

Затем училище было изъято из ведомства Московского университета и передано в непосредственное ведение почетного попечителя, который с своими представлениями входил прямо к министру народного просвещения. Безобразов свои обязанности по отношению к училищу исполнял с особенным вниманием и ревностью; редкая неделя проходила без его присутствия на лекциях и при столе. Во время попечительства Безобразова были сделаны внутренние перестройки и возведены новые здания училища, устроена домовая церковь во имя Александра Невского.

Вторники Шпилевского. Глава 2, изображение №4

В конце 1827 года Безобразов назначен сенатором, а в 1829 году уволен от звания почетного попечителя училища; это звание соединено было с званием Ярославского губернского предводителя дворянства, на основании обязанностей почетных попечителей гимназий, вместе с этим училище по-прежнему подчинено было Московскому университету.

Вторники Шпилевского. Глава 2, изображение №5

В 1831 году училище удостоилось посещения императором Николаем, который обратил внимание на недостатки в устройстве училища и поручил начальнику батальонов кантонистов наблюдение за внутренним благоустройством здания училища и обучение воспитанников фрунтовому порядку (строевое учение войск, которое основывалось на строгой дисциплине и многократном повторении шаблонных приемов – прим.).

В заключение истории Демидовского училища высших наук заметим, что окончивших курс училища до преобразования его в 1833 году, было 326.

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 3

В 1833 году Демидовское училище высших наук на основании нового устава было преобразовано. «Училище получило название Демидовского лицея, благородный пансион отчислен к гимназии. Лицей поставлен в ведение Московского университета, … вместо 7 положено 8 профессоров, которые избираются Московским университетом, жалованье профессорам увеличено более чем вдвое (3.000 рублей). Предметы преподавания остались прежние, только естественное и народное право заменили русским публичным, гражданским и уголовным правом... Для преподавания этих наук назначено три года... В Лицей принимаются окончившие курс в гимназиях, а по первому уставу принимались в училище, кончившие курс в нижних училищах.
Вторники Шпилевского. Глава 3, изображение №2

На иждивении Лицея осталось по-прежнему, на основании штата 1823 года, 40 студентов. Окончившие курс получали XIV класс (по Табелю о рангах – прим.).
Через неделю после издания этого устава последовало постановление Государственного Совета, объясняющее, что главные познания учащихся в Лицее должны составлять науки юридические и камеральные. Это постановление является как бы коррективой определенного новым уставом круга преподаваемых наук, представляющего странную смесь предметов общего гимназического образования с предметами высшего специального курса. И сам тогдашний министр народного просвещения князь Ливен, представляя новый устав Государю, сознавал, что Лицей и в новом своем виде составит одно неполное отделение университетского преподавания.
Скоро появились фактические доказательства несостоятельности Лицея.
Число студентов не увеличивалось, а постепенно уменьшалось: в 1835 году было 100 студентов, а в 1845 году - 35. От 1833 до издания нового устава в 1845 году окончило курс 181.

Вторники Шпилевского. Глава 3, изображение №3

Были представлены и причины постепенного падения Лицея. Историк 50-ти летнего существования Ярославского высшего учебного заведения, профессор Гладков, в 1853 году указал следующие причины: общественное требование специального образования, которого не мог дать Лицей; близость Московского университета и цветущее состояние других высших учебных заведений привлекали к ним из Ярославской и других соседних губерний желавших получить высшее образование; Лицей, сравнительно с другими заведениями, давал своим воспитанникам меньшие права по службе; профессора часто выбывали из Лицея по разным причинам, так что кафедры оставались незанятыми, например, кафедра политической экономии и финансов оставалась вакантною девять лет. Время от 1833 до 1845 года профессор Гладков называет болезненным состоянием Лицея, а директор Лицея Коншин в день пятидесятилетнего юбилея говорит: «Казалось, был уже близок окончательный упадок Лицея, но Святое Провидение оградило нас новым уставом, дарованным в 1845 году».

Относительно внешнего благоустройства Лицея должно указать, что с 1834 года начались перестройки и улучшения лицейских зданий, продолжавшиеся почти 20 лет. Приращение же учебных пособий шло медленно».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 4

Данный в 1845 году Демидовскому Лицею новый устав немногим отличался от прежнего, он не внес ничего нового в организацию управления и преподавания. Лицей был поставлен «в ведение попечителя Московского учебного округа, а по старому уставу он состоял в ведении Московского университета. Главной целью лицея определено распространение основательных сведений по части камеральных наук в связи с отечественным законоведением. Но, как я говорил, и прежде сведения по камеральным и юридическим наукам признавались важнейшими для студентов лицея. Отменено преподавание философии, истории и латинской словесности, вновь введено преподавание энциклопедии законоведения, законов государственного благоустройства и благочиния, сельского хозяйства, лесоводства, землемерия, политической арифметики и бухгалтерии. При таком увеличении предметов преподавания число профессоров не увеличено, а сокращено с 8 до 6. Профессора избираются не советом Московского университета, как было прежде, а советом Лицея, по конкурсу, или назначаются попечителем Московского учебного округа и министром. Жалованья профессорам не прибавлено, а переведено только счетом с ассигнационного рубля на серебряный, вместо 3.000 определено 856 рублей 78 копеек, такое бедное содержание профессоров продолжалось до открытия Юридического Лицея. В студенты положено принимать кончивших курс в гимназиях, не исключая и реальных. Число студентов на лицейском содержании уменьшено вдвое — 20 вместо 40. Студентам, окончившим курс, предоставлено при вступлении на службу право на чин 14 класса, а отличнейшим 12 класса. По прежнему уставу все одинаково получали 14 класс.

В течение времени последовали некоторые изменения этого устава.

В 1848 году, по особой монаршей милости, звание почетного попечителя Лицея предоставлено ближайшему потомку учредителя Лицея, внуку родного брата его, гвардии штаб-ротмистру Павлу Демидову, а по нем всегда старшему в роде его. Ярославский губернский предводитель дворянства сложил с себя звание почетного попечителя Лицея.

Вторники Шпилевского. Глава 4, изображение №2

В 1865 году дозволено принимать в Лицей без экзаменов окончивших курс в семинариях по первому разряду. Это могло послужить к увеличению числа студентов, которых по-прежнему было очень мало: с 1845 года до шестидесятых годов количество студентов не превышало ежегодно средним числом 45 человек. Только одно время, когда доступ в университеты был ограничен, число поступающих в Лицей значительно увеличилось, с окончанием же ограничительных мер по отношению к университетам, поступления в Лицей по-прежнему очень уменьшились. Кончивших курс в Лицее со времени издания устава 1845 года до последнего выпуска по этому уставу в 1871 году было 369».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 5

1845 год.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №1

«Материальные средства, на которые существовал Лицей, были весьма в незавидном положении. Постоянно слышались жалобы на неаккуратную уплату лицейскими крестьянами (Крестьяне из Романовского и Угличского уездов – бывших вотчин Павла Демидова, переданных им во владение Высших наук Училища в 1803 году - прим. ) положенного на них оброка, недоимки возрастали с каждым годом. По недостаточности материальных средств Лицей приходил в упадок: нуждаясь в необходимом, он задолжал училищам Московского учебного округа более 12 000 рублей. Не раз предлагаемы были разные меры для того, чтобы выйти из столь затруднительного положения. Только в 1859 году этот вопрос был решен так: лицейские крестьяне обращены в государственные, доходы от лицейских имений должны были впредь отпускаться Лицею в том количестве, в каком они до тех пор уплачивались, именно эти доходы были фиксированы в 15 329 рублей в год; излишние же затем доходы причислялись к общим доходам с казенных имений.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №2

На помощь нуждам высшего училища в Ярославле постоянно приходили многие жертвователи от частных лиц. Особенно трогательно пожертвование лицейского профессора Шмидта, умершего в 1845 году. Он завещал Лицею 2000 рублей ассигнациями с тем, чтобы на проценты с этого капитала ежегодно награждали золотою медалью окончившего курс студента, отличнейшего по поведению и наукам. Покойный профессор посвятил всю жизнь Демидовскому училищу, сохранил в нем единственный предмет земной своей привязанности, и завещал ему все достояние свое, которое заключалось только в этих 2000 рублях; за то имя его сохранится вечно, ибо оно с Высочайшего разрешения начертано на самой медали».

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №3

Итак, с 1845 г. «материальные средства, на которые существовал Лицей, были весьма в незавидном положении…

В 1859 г. попечитель Московского учебного округа Исаков заявил, что дальнейшее существование Лицея при настоящем его характере, сделалось положительно невозможным.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №4

В 1863 г. министерство напечатало «Записку о необходимости преобразований лицеев: Демидовского и кн. Безбородко». В этой записке заявляется, что курс наук, преподаваемых в Демидовском Лицее, отличается поразительною неопределенностью и запутанностью, что из Лицея не выходят ни хорошие камералисты, ни юристы. Ошибочно было бы думать, объясняет записка, что недостатки лицеев происходят от временных упущений или недосмотра. В самом устройстве этих заведений таятся причины их упадка. Действительно, лицеи наши не имеют доселе никакого определенного, ни научного, ни практического значения; они занимают какое-то среднее место между университетами и гимназиями. Естественным следствием этого является та несчастная поверхность образования, которая всегда вредила нашему обществу.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №5

Сознание несостоятельности организации Демидовского Лицея привело к появлению многих проектов о преобразовании его. Почетный попечитель Демидов предложил особенно усилить преподавание сельского хозяйства с целью подготовления просвещенных и опытных сельских хозяев и сведущих чиновников для службы по министерству государственных имуществ.

Попечитель Ковалевский указывал на необходимость прекратить преподавание некоторых наук, остальные науки разделить на главные и вспомогательные; к первым Ковалевский относит камеральные науки, особенно технологию и сельское хозяйство. Преподавание вспомогательных наук предлагается ограничить в должных пределах.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №6

По мнению попечителя Исакова, то или другое преобразование Лицея стоит в зависимости от решения вопроса: следует ли держаться буквы завещания Демидова, или придерживаться только смысла его воли? В последнем случае Исаков проектировал на средства, данные Демидовым, открыть при Московском университете факультет камеральных и технических наук; здание Лицея обратить в помещение для гимназии. Но если необходимо будет не отступать от буквы завещания, Исаков требовал коренного преобразования Лицея, превращения его в высшее техническое училище, которое приготовляло бы хозяев, распорядителей дела, директоров фабрик и заводов.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №7

Профессор Кавелин, в виду ожидаемого осуществления судебной реформы, предлагал обратить Лицей в специальное юридическое училище, преподавание в котором было бы по преимуществу практическим и этим отличалось бы от университетского юридического образования, которое приготовляло бы исключительно ученых юристов.

Помощник попечителя Московского учебного округа Дашков указывал, что главной целью Лицея должно быть основательное изучение камеральных наук в связи с педагогическим приготовлением учителей для уездных училищ и реальных прогимназий.

Вторники Шпилевского. Глава 5, изображение №8

Товарищ министра народного просвещения (впоследствии министр) барон Николаи склонялся в пользу преобразования Лицея в высшее реальное училище.

Долго длившийся вопрос о преобразовании Лицея был решен министром народного просвещения графом Толстым, который признал наилучшим преобразовать Лицей в юридический факультет, равный с университетскими факультетами по предметам и по способам преподавания, а также и по правам преподавателей и студентов».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 6

Вторники Шпилевского. Глава 6, изображение №1

«Долго длившийся вопрос о преобразовании Лицея был решен министром народного просвещения гр[афом] Толстым, который признал наилучшим преобразовать Лицей в юридический факультет, равный с университетскими факультетами по предметам и по способам преподавания, а также и по правам преподавателей и студентов. Гр[аф] Толстой в 1866 г. посетил Лицей и через четыре года, при открытии Юридическаго Лицея говорил, что он убедился тогда в недостаточности денежных средств Лицея и неправильности его курса, но «получил удостоверения от всех, с кем ему удалось беседовать в Ярославле, что Лицей принес свою долю пользы обществу, что из 800 молодых людей, получивших в Лицее образование, многие трудились и по-ныне трудятся с успехом на разных поприщах.

Вторники Шпилевского. Глава 6, изображение №2

В 1866 г. министр народного просвещения граф Толстой представил всеподданнейший доклад о необходимости преобразования Демидовского Лицея. В этом докладе министр говорил, что «хотя неизбежное преобразование Лицея потребует дополнительного отпуска сумм из государственного казначейства, но что, по его мнению, на правительстве лежит некоторым образом нравственное обязательство поддержать учебное учреждение, бывшее в свое время полезным государству и обязанное своим существованием любви к отечеству частного лица, которое не могло предвидеть, что пожертвованные им, в достаточном по понятиям его времени количестве, денежные средства окажутся по истечении нескольких десятилетий слишком малыми для содержания основанного им заведения». Развивая эту мысль, граф Толстой при открытии Юридического Лицея сказал: «Возможны жертвы частных лиц на просвещение народное только при условии, что воля их и за гробом будет чтиться и что сделанное ими не станет изменяться по личным воззрениям переменяющихся министров и не будет зависеть от переменчивости рубля».

Для выполнения предполагаемого преобразования необходимо было к процентам с пожертвований Демидова, составляющим 16000 р., прибавить более 30.000. Все необходимые средства были даны, и Лицей мог быть преобразован.

3 июля 1868 г. утвержден временный устав Демидовского Юридического Лицея.

Вторники Шпилевского. Глава 6, изображение №3

Тотчас по утверждении временного устава начались, продолжавшиеся около двух лет, приготовления к открытию нового заведения. Необходимо было сделать исправления по дому, пришедшему в ветхость, приобресть специальную библиотеку и найти достаточное число профессоров-юристов. Назначенный директором Лицея профессор университета св. Владимира Митюков с энергиею и с верою в успех вел все приготовления. Но болезнь не позволила ему покинуть Киев, он был уволен от должности директора, на которую 1 июня 1870 г., за три месяца до открытия Лицея, назначен профессор Московского университета Капустин. Ко дню открытия Лицея определены три профессора, из которых один Владимирский-Буданов доселе продолжает свою педагогическую деятельность в университете св. Владимира. Были приняты особенные меры для пополнения личного состава преподавателей. Двое молодых ученых отправлены на счет Лицея за границу для продолжения научных занятий. Один из этих стипендиатов Дювернуа состоит в настоящее время профессором Петербургского университета. Сверх того оставлены стипендиатами при Лицее, для приготовления к профессорскому званию, 7 человек, из которых остался в живых только один господин Борзенко, уже давно покинувший службу в Лицее.

Открывая Юридический Лицей, граф Д.А. Толстой произнес речь, в которой указал на минувшие судьбы лицея и объяснил основания и причины его преобразования. Едва только министр кончил речь, к нему подошли представители дворянства и городского сословия с просьбою повергнуть к стопам Государя Императора чувства верноподданской признательности за новую монаршую милость, дарованную целому краю.

В 1874 г. был издан нормальный устав Лицея, действующий до настоящего времени, с немногими изменениями.

Только в 1892 г. профессоры Лицея, получавшие жалованье одинаковое с профессорами университетов, уравнены с последними и в пенсионных правах, по университетскому уставу 1884 г., а до этого времени лицейским профессорам в пенсию шел оклад жалования, по штату Московского университета, изданному в 1835 г.; правилами 1892 г. установлено для профессоров Лицея и звание заслуженного профессора, с особенными пенсионными правами, присвоенными этому званию».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 7

Вторники Шпилевского. Глава 7, изображение №1

«Важным недостатком Демидовского высших наук училища и Демидовского лицея, как я указал, было малое число студентов. С последним преобразованием Лицея число студентов значительно увеличилось, к концу первого года существования Юридического Лицея число их было 107, большинство (71) из семинаристов. Тоже значительное число студентов при большинстве семинаристов замечается и в последующие годы до 1885 года, когда прием семинаристов был прекращен; наибольшее число студентов было в 1882 г. — 314. С прекращением приема семинаристов число студентов значительно уменьшается, в 1887 г. оказалось их только 95. Но с самого конца восьмидесятых годов начинается прилив в Лицей нового контингента слушателей, которого прежде почти совсем не было, это — переходившие из университетов, и число студентов Лицея стало опять значительно повышаться. Новые правила для студентов Лицея 1897 г. отменили некоторые льготы, существовавшие для переходивших в Лицей из университетов, последствием этого было уменьшение нового контингента лицейских слушателей. Должно было ожидать в скором будущем очень ограниченного числа воспитанников Лицея, но в 1898 г. восстановлено право поступать в Лицей воспитанникам семинарий, кончившим курс по первому разряду и подвергавшимся дополнительным испытаниям в Лицее. Семинаристы начали поступать в значительном количестве, общее число студентов стало возрастать и в настоящее время достигло небывалых размеров: в прошлом году (1902 - прим. ред.), перед началом экзаменов в мае было 435 студентов, а в прошедшем мае настоящего года 497, из них окончили курс 91, кандидатами и имеющими права на получение этого ученого звания, по представлению диссертаций 57, действительными студентами 34. В прошедшем году, к началу учебного года было принято 161 прошение о зачислении в студенты, в настоящем году, до 20 текущего августа подано таких прошений 156, из них от семинаристов 111, от кончивших курс в гимназиях - 21 и от переходящих из университетов - 24, число последних может увеличиться, так как переход из университетов в Лицей допускается до 1 октября. Сверх того подано 48 прошений от лиц иудейского вероисповедания, но прием их ограничивается пятью процентами на все число вновь принятых в студенты.

Вторники Шпилевского. Глава 7, изображение №2

Только юридические факультеты столичных университетов и Киевского превышают количеством своих слушателей Демидовский Юридический Лицей, юридические факультеты остальных университетов уступают в этом отношении Лицею.

Вторники Шпилевского. Глава 7, изображение №3

В течение 33-летнего существования Юридического Лицея окончило в нем курс 1532, из них кандидатами 554 и действительными студентами 978.

Лицей признал годными для общественного служения на юридическом поприще 1532 человека, признал их специалистами своего дела и не может оставаться равнодушным к их судьбе, до известной степени отвечает за них перед обществом; в лице своих воспитанников Лицей подвергается сам как бы испытанию, своим воспитанникам Лицей вверяет свое доброе имя».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 8

«Останавливаюсь на учреждениях при Лицее. Важным условием успешности научных занятий профессоров и студентов представляется богатая лицейская библиотека. Новый Лицей наследовал от старого до 11000 томов, из которых для специального юридического училища оказались пригодными только 4000. В течение 33 лет библиотека постоянно возрастала, в настоящее время в ней 21363 названия, 42774 тома и 5351 брошюра. Справедливость заставляет признать особенные заслуги директора Капустина по устройству библиотеки, его стараниями положены основы ее, и он же главным образом занимался её пополнением, относясь к этому делу с особенным увлечением. Вот его отзыв о библиотеке: «Знакомые близко с библиотекою могут оценить ее богатство внутреннее. Посторонние посетители, между которыми были и иностранцы, удивлялись внешнему изяществу нашего книгохранилища. Для занятий в ней существуют все удобства; это отрадный приют для тех, кому доступна прелесть времени, проведенного за книгою».
Вторники Шпилевского. Глава 8, изображение №2

Лицей имеет свой печатный орган «Временник Демидовского Юридического Лицея», который выходит по три, по четыре книги в год; до настоящего времени вышло 86 книг; здесь печатаются протоколы совета, отчеты, диссертации и другие ученые статьи профессоров и особенно выдающиеся ученые работы студентов.

В течение всей жизни Лицея важное значение имел вопрос о материальном обеспечении студентов, так как многие из них ограничиваются самыми малыми средствами, а другие и совсем бедствуют. Вопрос этот с течением времени все более и более обостряется и осложняется ввиду увеличивающегося числа студентов.

Лицей располагает стипендиями очень немногими, сравнительно с количеством студентов. Существует 20 стипендий демидовских, образовавшихся из капитала, пожертвованного основателем Лицея. На этот капитал до открытия Юридического Лицея содержался пансион, замененный выдачею 20 студентам стипендий по 200 р. в год. В 1880 г. лицейский интернат был восстановлен, получающим стипендии предоставлена возможность вместо получения денег на руки поступать в интернат, в который принимаются и своекоштные. При восстановлении интерната имелось в виду «охранить от искушений и житейской нужды, продлить молодость и устранить заботу о материальной обстановке». Но надежды, возлагаемые на интернат, не оправдались, редкие из стипендиатов поступали в интернат, наибольшее число живших в интернате было 22, в настоящее время 12, из них 9 своекоштных. Кроме 20 демидовских стипендий при Лицее учреждены шесть стипендий ярославского дворянства, одно ярославского городского общества и восемь, основанных частными лицами.

Вторники Шпилевского. Глава 8, изображение №3

В 1871 г. при Лицее учреждено Попечительство о недостаточных студентах, оно имеет целью помогать всем студентам, преимущественно же не имеющим право на пособие от казны. Доходы Попечительства составляют: ежегодные пособия от министерства, от ярославских земств губернского и уездного, от ярославского городского общества, пожертвования частных лиц, наибольший же доход дают ежегодно устраиваемые Попечительством студенческие вечера. Попечительство обладает основным капиталом, образовавшимся из частных пожертвований и от десятипроцентного отчисления от всех доходов, этот капитал постоянно возрастает и в настоящее время составляет 22800 р. Проценты с этого капитала, вместе с другими доходами, идут на покрытие расходов, которые состоят во взносах платы за слушание лекций, в безвозвратных пособиях и в ссудах на определенные сроки.

В пользу наших студентов устраиваются вечера, спектакли и концерты и в других городах, кроме Ярославля; некоторые студенты получают единовременные пособия и стипендии от земств других губерний и от разных благотворительных учреждений; благотворителями ярославских студентов постоянно являются и многие частные лица, к которым принадлежат и бывшие воспитанники Лицея. Род Демидовых доселе отличается благотворительностью училищу, основанному П.Г. Демидовым. В 1886 г. Лицей получил по духовному завещанию подполковника Никиты Никитича Демидова 8100 р. на учреждение двух стипендий. П.А. Демидов со времени утверждения его в 1893 г. почетным попечителем, постоянно представляет доказательства своей заботливости о помощи неимущим студентам, жертвуя в Попечительство из собственных средств и собирая пожертвования от разных лиц; на его счет уже 10 лет содержится в интернате один студент.

Лицей высоко ценит пожертвования в пользу неимущих студентов».

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.


Глава 9

1903 год. 30 августа.

Вторники Шпилевского. Глава 9, изображение №1

В этой статье — немного о том, чем заканчивается Речь к 100-летию Училища высших наук имени Демидова, произнесенная на торжественном собрании директором Демидовского юридического лицея Сергеем Шпилевским.

«О состоянии Юридического Лицея в течение 33 лет его существования я буду говорить по отношению к преподавателям, к студентам и к существующем при Лицее учреждениям, куда относятся: библиотека, студенческие стипендии и Попечительство о недостаточных студентах.

Вторники Шпилевского. Глава 9, изображение №2

Старейшим преподавателем был первый по открытии Юридического Лицея директор его М.Н. Капустин. С ним соединяются все лицейские традиции, он сгруппировал около себя молодые силы и сразу поставил преподавание на уровень современных требований. В 1883 г. Капустин был назначен попечителем Дерптского учебного округа, а директором Лицея профессор Казанского университета Кремлев; в 1885 г. Кремлев пожелал возвратиться в Казань, а на его место назначен Казанский профессор Шпилевский.

По всей справедливости должно признать, что во все время существования Юридического Лицея преподаватели его являлись вполне достойными своего назначения, они высоко держали знамя науки. Это не голословное заявление, на это существуют непреложные доказательства — печатные ученые труды наших преподавателей. С полным усердием исполняя свои преподавательские обязанности, они распространяли среди местного общества научные сведения чтением публичных лекций и принимали деятельное участие во всех местных ученых учреждениях, постоянных и временных: в Юридическом обществе, состоящем при Лицее, в Архивной комиссии, в Статистическом комитете, в трудах VII Всероссийского археологического съезда и первого областного археологического съезда, бывших в Ярославле, эти съезды и устраивались в Ярославле в виду существования Лицея. Преподаватели Лицея постоянно были и главными деятелями во всех торжествах, имевших отношение к истории русского просвещения, таковы: чествование памяти Петра Великого по случаю 200-летия со времени его рождения, чествования памяти Кирилла и Мефодия, великого князя Ярославского Федора Ростиславича, императрицы Екатерины II двукратное чествование Пушкина: в день 50-летия его смерти и в день столетия его рождения, так называемые Волковские праздники, устраивавшиеся в память 150 летия со времени основания Волковым первого русского театра в Ярославле.

Вторники Шпилевского. Глава 9, изображение №3

Служба Лицею его преподавателей представляет ту особенность, что она постоянно бывала непродолжительною. Преподавателями являлись обыкновенно молодые ученые, в Ярославле они начинали преподавательскую деятельность и приготовляли диссертации на высшие ученые степени, с получением которых им открывался доступ в университеты. На смену им приходили новые люди, опять молодые, с крепкими силами работать на пользу науки и преподавания, полные энергии и одушевленные сознанием своего высокого призвания, которому они служили честно и не жалея сил.

В продолжение существования Юридического Лицея перешло в университеты более 30 преподавателей. В настоящее время во всех университетах имеются профессора из бывших преподавателей Лицея, многие из них представляются выдающимися учеными силами и служат украшением своих университетов. Лицей с искреннею радостью встречает в настоящем собрании некоторых из бывших своих преподавателей, пожелавших почтить Лицей в его юбилейный день.

В настоящее время преподавательский персонал составляют три ординарных профессора, из них один заслуженный, он же директор Лицея, профессор богословия, один экстраординарный профессор, один исправляющий должность экстраординарного профессора, два исправляющих должность доцента и пять приват-доцентов. В прошедшем учебном году последовали следующие перемены в составе преподавательского персонала: исправляющий должность экстраординарного профессора магистр Гурлянд, по приобретении им в Петербургском университете степени доктора, утвержден в звании ординарного профессора, приват доцент, магистрант Гордон, удостоенный тем же университетом степени магистра, утвержден исправляющим должность экстраординарного профессора; вновь избран советом Лицея в приват доценты магистрант Московского университета Фельдштейн; исправляющий должность экстраординарного профессора Никонов перешел в Харьковский университет. Лицей ожидает скорого получения степени магистра приват доцента Палиенко, который уже печатает свою диссертацию.

… Я кончил. Не с одним только радостным, праздничным настроением встречает Лицей свой юбилейный день, он очень хорошо понимает важное, серьезное значение этого дня, призывающего деятелей Лицея оглянуться на пройденное ими служение науке и преподаванию и отдать себе отчет в этом служении. Мы хотим представить наше прошедшее и настоящее без всяких прикрас, вполне соответствующими действительности, отдаем себя суду общественного мнения и твердо верим в справедливость его приговора!»

Источник: Столетие Училища имени Демидова: Демидов. уч-ще высших наук. Демидов. лицей. Демидов. юрид. лицей. 1803-1903 : Речь, произнес. дир. Лицея С.М. Шпилевским, в день столет. юбилея Уч-ща, 30 авг. 1903 г. - Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. - 28 с.

Возврат к списку