Биография | Юрист, педагог, основоположник научной педагогики в России, профессор Ярославского Демидовского лицея (1846—1849). Родился в Туле, учился в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета. В 1844 г. окончил его со званием кандидата. В августе 1846 г. назначен исполняющим должность профессора по кафедре энциклопедии законоведения государственных законов и учреждений в Ярославский Демидовский лицей. В сентябре 1846 г. представил Совету лицея мнение о необходимости изменения порядка преподавания юридических дисциплин, в феврале 1847 г. — мнение о необходимости пополнения библиотеки лицея, в апреле 1847 г. — проект правил об испытаниях, переводе, выпусках и наградах студентов. Все его предложения были одобрены Советом лицея. В декабре 1847 г. предложил тему для конкурсного сочинения «Образование новых правительственных учреждений при Петре Великом». В сентябре 1848 г. произнес на торжественном собрании лицея речь «О камеральном образовании». Писал статьи («Поездка в Ростов», «Волга») и редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». В сентябре 1849 г. уволен из лицея «в отпуск по болезни», переехал в Петербург и поступил на службу в департамент иностранных исповеданий. Писал статьи в журнал «Современник» и «Библиотека для чтения». В 1854 г. поступил преподавателем в Гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. В 1859 г. был переведен инспектором классов в Смольный институт. В 1860–1962 гг. редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». |
Образование | Московский университет (1840 - 1844) |
Материалы | 1. Гущина Е. В. Биографический сборник Демидовского университе- та / Е. В. Гущина, Д. К. Морозов, Ю. Г. Салова. — Ярославль, Рыбинск: Изд-во «Рыбинский Дом печати». — С.205-206.
2. Груздев М. В., Новиков М. В. Дата рождения К. Д. Ушинского: завершение дискуссии // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 8-15. |
Интересные факты | С 1862 г. по 1867 г. был в командировке в Швейцарии для изучения постановки школьного образования. В дальнейшем занимался литературной деятельностью. В работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» обосновывал необходимость формирования цельной личности, считая главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Стремился учить так, чтобы развить желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Много работал над составлением книг для детского чтения: учебники «Детский мир», «Родное слово» многократно переиздавались. В 1945 г. имя К. Д. Ушинского присвоено Ярославскому педагогическому институту. |
Сочинения | 1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : В 11 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. 2. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. |