18 (6 по ст. ст.) марта 1829 года проходит открытие памятника основателю Ярославского Училища высших наук Павлу Демидову.
После панихиды в недавно обустроенной лицейской церкви и оглашения в Актовом зале Училища Высочайшего рескрипта о сооружении памятника директором Алексеем Клименко с речами и стихами выступают профессор Фридрих Шмидт , Федор Бекетов , Михаил Ханенко, а также профессор естественного и народного права Дмитрий Семеновский
2 июня (21 мая) 1829 года выходит Высочайшее повеление об увольнении от должности почетного попечителя Александра Безобразова (занимал ее с 1823 года) и соединении звания попечителя со званием ярославского губернского предводителя дворянства. В это время им является Павел Соколов (5, с. 41). В 1824 году Училище впервые было выведено из-под «крыла» Московского университета и передано в личное ведение почетного попечителя, но «только на время его пребывания в Ярославле». После увольнения с должности А. Безобразова Училище возвращается в подчинение Московского университета, как было прописано в Уставе 1805 года, «с тем, однако, чтобы оное [училище] вместо проректора управлялось директором» (2, с. 105).
В 1829 году профессором политической истории, всеобщей и русской истории и статистики в Училище становится Николай Руднев. В следующем, 1830 году, профессором словесности древних языков и российского красноречия назначен бывший домашний учитель писателя Михаила Лермонтова, магистр свободных наук Алексей Зиновьев.
Отметим, что к 1830 году Училище имеет неприкосновенный вклад, именуемый также пенсионным капиталом, «значительную сумму в 67 519 рублей» (2, с. 52).
К 1831 году обостряется противостояние совета Училища и ярославского дворянства во главе с губернским предводителем дворянства князем Семеном Урусовым. Вначале обсуждаются предпочтения в приеме студентов: кому отдать казенное место – ярославскому дворянину, окончившему благородный пансион при Училище или разночинцу с хорошей успеваемостью, но из другой губернии? Князь Урусов и директор Училища Алексей Клименко расходятся во взглядах. Из этого вырастает более глобальный вопрос, продвигаемый Урусовым в интересах дворянства, чье пожелание – преобразовать Училище в Демидовский кадетский корпус для детей местных дворян. Князь Урусов имеет влияние на совет Училища, прежде всего, как почетный попечитель заведения (2, с.105-110).
В июне 1831 года, узнав о принятых в студенты воспитанниках Дома призрения ближнего, которые являются незаконнорожденными и причисляются к крепостному «состоянию», он возмущается: содеянное противоречит Уставу Училища о приеме юношей свободного состояния (4, с. 88). Так Демидовское училище теряет свой кредит доверия у почетного попечителя.
В октябре 1831 года князь Урусов пишет губернатору Константину Полторацкому о пути восстановления доверия дворянства к учебному заведению: «Я старался изведать мнение ярославского дворянства насчет преобразования Демидовского Училища в кадетский корпус. Исполнение этого дворянство примет как величайшее благодеяние. Посему оно не только ревностно его желает, но и всеми зависящими от него пожертвованиями готово поддержать его» (2, с. 109). Это – первые высказывания о необходимости преобразования Демидовского Училища высших наук.
В 1831 году Демидовское училище посещает император Николай I. Человек армейской выправки, он поручает начальнику батальонов кантонистов полковнику Веймарну наблюдение за внутренним благоустройством Училища и обучение воспитанников фронтовому порядку, как заведено в Ярославском батальоне (1, с. 10).
Преподавание «фронтового учения» студентам Демидовского начинается зимой 1831 года (4, с. 93).
Здание Демидовского Училища высших наук на Стрелке
Описанные выше события сулят перемены в жизни Училища. Приближается важный этап в его истории – Демидовский лицей.