Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Главный корпус Демидовского университета в годы ВОВ

Этого здания тоже коснулась Великая Отечественная война. И это самые драматичные страницы в истории военного Ярославля - в области было сформировано 178 госпиталей.
«Помню, что в 1940, во время Финской войны, здание на Красной площади (Советская, 14 – прим.) было занято под госпиталь, и школа занималась в разных местах: за Волгой и в здании Пироговской школы, в здании Горсовета и на Крестьянской улице» (Н.Е. Герасимова, учитель математики школы № 33 им. Карла Маркса).

Из воспоминаний
Когда за 6 месяцев 1941 года в область поступили свыше 100 тысяч раненых, началось срочное формирование госпиталей. К сентябрю 1941 года в Ярославской области в 66 госпиталях могли разместить уже 18000 раненых. Все учреждения имели общехирургический профиль и работали с предельной нагрузкой …


Из воспоминаний

«В июле 1941 года мне предложили выехать в сортировочный эвакогоспиталь, расположенный в Ярославле, где я должен был занять должность ведущего хирурга… Это было труднейшее время горького для нас периода войны. Поток раненых накатывался один за другим, и мы едва справлялись с тем, чтобы обмыть их, переодеть, сменить повязки и быстрее эвакуировать в тыл. Опыта работы в создавшихся условиях никто из нас не имел, и мы поначалу сутками не выходили из перевязочной или санпропускника. Трудной задачей было подобрать раненым обмундирование нужных размеров — шинель, гимнастерку, брюки, сапоги. Измотанные отступлением, неудачами на фронте, раненые были молчаливы, раздражительны и часто срывались по пустякам. В операционную раненых брали только в тех случаях, когда в дороге у них на месте ранения развивались флегмоны (гнойное воспаление подкожной или межмышечной клетчатки – прим.) или открывалось кровотечение из поврежденных сосудов. О плановых операциях и речи не могло быть; в задачу госпиталя входили лишь сортировка, санитарная обработка и эвакуация раненых в тыловые районы.
Сутками врачи не покидали госпиталя, особенно в дни, когда к причалу с низовьев Волги подходили пароходы с ранеными, или требовалось срочно разгрузить санитарный поезд на железнодорожном узле Ярославля. В такие трудные дни на пристань, к вокзалу приходили сотни женщин, подростки-школьники, чтобы помочь вынести тяжелораненых, бережно уложить их в санитарные машины или приспособленные для этой цели полуторки. Ребята подносили раненым воду, помогали справиться с костылями, скрутить цигарку, поднести в машину нехитрые пожитки солдат. Ох, как нелегко было поначалу разобраться в многоязычном говоре раненых и больных, измученных дорогой и прибывших через много суток пути к нам в сортировочный госпиталь.
Врачей в госпитале было немного — 5–6 человек. Работали без выходных, по 12–14 часов ежедневно. К тому же 2–3 раза в неделю каждому выпадало круглосуточное дежурство. В обычные дни с утра до вечера — в перевязочных. Кому-то из врачей поможешь удалить осколки, вскрыть флегмону, наложить шину на поврежденную ногу» (В.В. Кованов, ректор 1-го ММИ им. И. Сеченова 1956-1966 гг.).
Для специализированной помощи раненым с 1942 года в области начали создаваться профильные госпитали: туберкулезные, инфекционные, неврологические, офтальмологические, урологические и др. Госпитали размещали не только в школах, но и в больницах, санаториях, Домах культуры, пионерских лагерях.


Из воспоминаний

«С февраля 1942 по февраль 1943 года я работала в терапевтическом эвакогоспитале № 435 НКО, развернутом в школе № 33. Госпиталь был эвакуирован из Белоруссии, города Борисова с врачами, медицинским персоналом, сотрудниками... Коллектив госпиталя был очень сплоченный, дружный, все поддерживали друг друга человеческим участием. Никто не говорил высокопарных слов, все просто работали — добросовестно, старательно, не считаясь со временем. Иначе было нельзя. Начальником госпиталя в Ярославле стал Семен Самуилович Шифрин. Работа всего коллектива была очень напряженная, интенсивная, особенно когда прибывали санлетучки, санитарные поезда, когда готовили больных к эвакуации в тыл.
Раненых и больных в Ярославль поступало много. Многие находились в очень тяжелом состоянии: с множественными ранениями, пневмонией, дистрофией, большими асцитами, острой формой туберкулеза, цингой… Раненых нельзя было оставлять без внимания, наедине со своей бедой, тяжелыми мыслями. Для них проводили беседы, рассказывали о последних новостях и ситуации на фронтах. Иногда для больных устраивались концерты: приходили актеры Волковского театра или самодеятельные артисты, школьники.
Многих привычных сегодня нам лекарств тогда не было. Врачи и сотрудники ездили в лес, привозили оттуда хвою и готовили из нее порошок, размалывая на кухне в огромных мясорубках. Покупали на рынке клюкву, готовили для больных витаминный напиток из хвои, клюквы, добавляя для вкуса что-нибудь сладкое. Хотелось помочь каждому больному…
В феврале 1943 года госпиталь с сотрудниками передислоцировался в город Вышний Волочек. На его месте расположился эвакогоспиталь № 5364… Запомнились весна и лето 1943 года, когда работать пришлось особенно тяжело. Санлетучки прибывали одна за другой. Раненых поступало очень много. Много тяжелых. Первичная обработка ран была часто недостаточной, повязки в плохом состоянии. Под повязками было много гноя, много червяков от мух. Многие были сильно истощены, производили очень тяжелое впечатление...» (В.Н. Ильина, профессор ЯГМИ).

В годы войны остро ощущался недостаток квалифицированных хирургов, рентгенологов, врачей-лаборантов, физиотерапевтов, врачей ЛФК. Не хватало медикаментов, перевязочных средств, донорской крови, постельных принадлежностей, обмундирования для выздоравливающих, транспорта. Госпитали были обеспечены лучше, чем гражданские учреждения, но этого было недостаточно. Заводы изготавливали банки, грелки, костыли, ремонтировали комплекты обмундирования, шинели, обувь.
За 1941–1945 годы в госпиталях области прошли лечение около 380 тысяч раненых и больных. Было проведено: 71 572 операции, свыше 30 тысяч переливаний крови, более 3,5 млн. физиотерапевтических процедур.
В РСФСР Ярославская область занимала 1 место по количеству выписанных в часть. Всё это – подвиг сотен медицинских работников.

Ещё немного из истории этого здания

К концу войны страна начала готовиться к мирной жизни. Распоряжением от 15 июня 1944 г. за № 12830-р Совет Народных Комиссаров СССР разрешил открыть в Ярославле технологический институт резиновой промышленности (в настоящее время Ярославский государственный технический университет). Первый набор студентов составил 150 человек, директором института стал Евгений Васильевич Мигулин.  

Источники
1. Ярославль – город трудовой доблести / составитель М.А. Нянковский. — Ярославль, 2020 (Альманах / Ярославское региональное отделение Российского военно-исторического общества; вып. 3)
2. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны / сост. Г. А. Казаринова, О. В. Кузнецова]. - Ярославль, 2010
3. Официальный сайт средней школы № 33 им. К. Маркса (https://school33.edu.yar.ru/istoriya_shkoli.html )
4. Официальный сайт ЯГТУ (www.ystu.ru/information/university/istoriya)
5. Фотографии из Государственного архива Ярославской области

Возврат к списку