Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

История Демидовского 1846-1849 годы

Константин Ушинский начинает преподавать в Демидовском лицее. 
Павел Григорьевич Демидов (внучатый племянник основателя Ярославского Училища высших наук) становится почетным попечителем Лицея.

Утвержденный в 1845 году новый Устав Демидовского лицея предполагал множество изменений в устройстве учебного заведения. В 1846 году форма студентов тоже меняется: теперь это мундир черного сукна с голубым воротником и серебряными петлицами из галуна и белыми металлическими пуговицами с гербом Ярославля (в Московском университете пуговицы были из желтого металла); к мундиру полагается треугольная шляпа и шпага. Такая форма сохранится до преобразования Лицея в юридический (ЮШ, с. 37).

На студенте – форма, которую носили в Московском университете.
Различия мундиров – в пуговицах, которые у демидовцев были из белого металла.




 
В 1846 году юридический факультет Московского университета с блеском оканчивает Константин Ушинский. Его замечает попечитель Московского учебного округа граф Сергей Строганов и приглашает на службу в Демидовский лицей. Константин Дмитриевич приезжает в Ярославль и 14 (2 по ст.ст.) августа 1846 года назначается исполняющим должность профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов (Покровский, с. 144). Вместе с Ушинским преподавателями в Лицее становятся также выпускники Московского университета Василий Татаринов, Сильвестр Львовский и Яков Калиновский. Снискав любовь и уважение студентов, они надежно вписываются в профессорскую коллегию Лицея (Анисков, с. 49).

Уже в сентябре 1846 года двадцатитрехлетний Константин Ушинский представляет Совету Лицея мнение о необходимости изменения порядка преподавания юридических дисциплин (БС, с. 205). Он предлагает распределить их преподавание по курсам таким образом, чтобы вводные дисциплины не перемешивались со специальными. Кроме того, преподавание юриспруденции затруднено бедностью пособий. В 1846 году в библиотеке Лицея можно найти всего 554 книги по правоведению и политике, а по вновь открытой кафедре энциклопедии законоведения, – где как раз преподает Ушинский, – совсем нет книг (Покровский, с. 144-145).

В 1846 году студентом Демидовского лицея становится Алексей Потехин. Позже он станет видным литературным деятелем и прославится как драматург (БС, с. 171). 

С 1846 года за счет оброка с крестьян лицей получает 14 844 рубля серебром (до этого оброк платили ассигнациями). Суммы недостаточно на содержание учреждения, но увеличить оброк “не представляется возможным”. Средства нужны в том числе для ремонта здания на Стрелке. В 1846 году на его перестройку Министерство народного просвещения выписывает 20 000 рублей серебром (Покровский, с. 138). 

13 (1) января 1847 года вступает в силу новый Устав Лицея, утвержденный в 1845 году. 

В феврале 1847 года Константин Ушинский представляет Совету лицея мнение о необходимости пополнения библиотеки, а в апреле – проект правил об испытаниях, переводе и наградах студентов. Все предложения молодого Ушинского Совет одобряет и поручает ему и Львовскому разработать согласно предложенному проекту новые правила (ЮШ, с. 38). В декабре 1847 года Ушинский предлагает студенту Алексею Потехину тему для конкурсного сочинения «Образование новых правительственных учреждений при Петре Великом», за которую Потехин получит золотую медаль (БС, с. 171, 205).

5 сентября (24 августа) 1848 года император Николай I ставит резолюцию “Не по праву, а в виде милости, да” на прошение Павла Григорьевича Демидова, тезки и родственника основателя учебного заведения Павла Демидова. Прошение состоит в том, чтобы даровать внучатому племеннику, «в память благотворительного учреждения его деда», звание потомственного почетного попечителя лицея. Вместе с этим звание почетного попечителя снимается с ярославского губернского предводителя дворянства (Покровский, с. 136). Как попечитель, Демидов-«второй» жертвует сумму в 571 рубль серебром на содержание библиотеки и физико-химической лаборатории, 100 руб. – на минералогический и сельскохозяйственный кабинеты и увеличивает сумму на содержание здания (Щеглов, с.141-142).

18 сентября 1848 года в Демидовском лицее на торжественном собрании лучший среди профессоров оратор, умеющий проникнуть в сущность предмета, Константин Ушинский держит речь «О камеральном образовании». В ней он обосновывает значение камерального образования, которое положено в основу в Демидовском лицее (Покровский, с. 145).

В 1848 году после отставки Петра Голохвастова директорскую должность занимает коллежский асессор Николай Тиличеев, служивший ранее в корпусе лесничих. Совершенно не подготовленный к управлению образовательным учреждением, он оказывается не способен принять какие-либо меры по поддержанию в Лицее должного порядка и взаимоотношений в профессорской среде, поэтому Тиличеева, как директора, не воспринимают всерьез (Анисков, с. 51-52).

С 12 января 1849 года (31 декабря 1848) в Демидовском лицее устанавливается плата за слушание лекций: своекоштные (на собственном содержании) студенты вносят 30 рублей с человека в год; дети священно- и церковнослужителей православного вероисповедания от платы освобождены (Щеглов, с. 136).

В 1848 году в европейских странах разворачиваются революции. Под их влиянием в российской жизни происходит «неблагоприятный поворот», отразившийся и на Демидовском лицее. Над ним, как и над другими вузами, с каждым годом усиливается надзор. Вместе с тем возрастает значение директора, как начальника заведения, и инспектора – как «блюстителя лицейской полиции» (Покровский, с. 146). 

9 февраля 1849 года на заседании Совета лицея выступает исполняющий должность профессора Константин Ушинский. Он критикует бюрократическое «обязание» преподавателей составлять программы с детальной разбивкой по часам, заявляя, что ученую деятельность «невозможно связывать такими формальностями» и что каждый преподаватель при изучении предмета должен прежде всего сообразовываться со своими слушателями, творчески с ними взаимодействовать, что предвзятое раздробление «курса на часы совершенно убьет живое дело преподавания» (ЮШ, с. 39). Недостатки учебного курса отмечает не только Ушинский. Тогда же почетный попечитель Лицея Павел Демидов представляет министру народного просвещения подробную записку, в которой указывает на неправильное распределение предметов между преподавателями, несогласованность предметов друг с другом и несоответствие некоторых из них цели учебного заведения. Неправильность в распределении дисциплин ведет к тому, что “профессора остаются непонятыми оттого, что в других предметах, не имеющих связь с первыми, студенты не получили еще ясных понятий” (Покровский, с. 147). 

Придерживающийся либеральных взглядов и нетерпимый к установившимся порядкам, в 1849 году Константин Ушинский покидает Демидовский лицей. В знак солидарности вместе с ним уходят и Василий Татаринов, и Сильвестр Львовский, и Яков Калиновский: все четверо вместе поступили на службу в Лицей в 1846 году (Анисков, с. 52).После их ухода опустевшие кафедры занимают заранее намеченные Министерством народного просвещения выпускники юридического факультета Московского университета Александр Львов и Николай Гладков (ЮШ, с. 43). 

Надзор все глубже проникает в жизнь Демидовского лицея. В 1849 году для студентов издаются обязательные правила, экземпляр которых вручается каждому поступающему (Головщиков 1887, стр. 110). Правила предписывают студентам выполнять различные обязанности, неуклонно посещать лекции, репетиции и экзамены, а также класс начального фронтового порядка. Особое внимание обращено на ношение студентами мундиров: описано, когда и где следует “употреблять форменную одежду”, а “всякие перемены в ее цвете и покрое, как и употребление студентами неформального платья, воспрещены под опасением строгого взыскания”. Даже чиновники и лица, посещающие Лицей, обязаны являться “не иначе, как во фраке, и сохранять всю должную пристойность” (Щеглов, с. 139). Роль инспектора в лицейском надзоре увеличивается: для контроля за преподаванием в Лицее вводится так называемая «шнуровая» книга. Каждый день инспектор заносит в нее отметки о том, чем именно профессор занимал студентов в учебные часы, а если преподаватель отсутствовал, то указывает, по какой причине (Покровский, с. 146). 

В 1849 году в Демидовский лицей принят студент Константин Леонтьев. В ноябре того же года он, однако, переведется на медицинский факультет Московского университета, а позже станет известен, как писатель и публицист (БС, с. 256).

Возврат к списку