Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

История Демидовского 1914-1917 годы

С началом Первой мировой войны студентов Демидовского юридического лицея направляют на подготовку к военной службе.
Вопрос о преобразовании Лицея в университет поднимается вновь.
Новый директор ДЮЛ – Валериан Ширяев.

К началу 1914 года в библиотеке Демидовского юридического лицея числится 53123 тома научной и учебной литературы и 6925 брошюр (Покровский, с. 239). Кроме того, в библиотеке есть отдел папирусов (Анисков, с. 103).

В 1914 году приват-доцент Лицея Сергей Покровский издает книгу «Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем».

К 1914 году капитал Попечительства о недостаточных студентах при Демидовском лицее достигает около 30000 рублей, и Попечительство, следовательно, «в своей деятельности становится все более независимым от случайного притока пожертвований». По Уставу Лицея председателем Попечительства является почетный попечитель учебного заведения Павел Александрович Демидов, но фактически председательствует директор Лицея Владимир Щеглов (Покровский, с. 241).

В то же время в Демидовском имеется 53 стипендии, из которых 27 «демидовских», 11 – ярославского дворянства, 2 – от города Ярославля, 3 стипендии генерала Глинки, 2 – генерал-майора Болдырева и по одной стипендии архиепископа Леонида, профессора Шпилевского, купца Топленинова, статского советника Соколова, дворянки Макиной, Мухиных, Н.К. Бодиско и адвокатов-лицеистов (Покровский, с. 242; ЮШ, с. 99).

По смете на 1914 год расходы на содержание Демидовского лицея покрываются суммами в 62069 рублей, которые отпускает государственное казначейство, и из специальных средств самого лицея в 44952 рубля. Штатные суммы покрывают «немного более половины» расходов на содержание учебного заведения и включают в себя доход с имений и капиталов основателя Лицея Павла Демидова. Доход зафиксирован еще в 1844 году суммой в 15871 рубль (Покровский, с. 243).

Летом 1914 года принято решение о российском вмешательстве в австро-сербский конфликт и приведении армии в боевую готовность, подготовке и мобилизации пригодных к службе – начинается Первая мировая война. Студентов Демидовского лицея также затрагивает это событие.

Положение Совета министров от 30 сентября 1914 года отменяет отсрочку от военной службы студентов, включая выпускников. «Достойных и способных» направляют в военные училища. В итоге лицеисты становятся юнкерами преимущественно столичных пехотных училищ: Алексеевского и Александровского в Москве и Павловского в Санкт-Петербурге. Около ста студентов лицея оканчивают краткосрочный курс обучения военных училищ и в звании офицеров направляются на фронт (ЮШ, с. 114-115).

Так, с 1914 года все больше студентов и выпускников ДЮЛ уже без права выбора оказываются в рядах сначала единой русской, а затем враждующих Красной и Белой армий на Гражданской войне (ЮШ, с. 115).

В ноябре 1914 года приват-доцентом кафедры гражданского процесса Демидовского юридического лицея становится Борис Чредин. Молодой преподаватель отличается независимостью суждений и открыто выступает за проведение глубоких социально-экономических реформ. Всего через месяц после назначения Чредина собираются отстранить от преподавания, но в условиях войны и нарастания кадровых проблем он сохраняет должность (ЮШ, с. 173).

В этом же году на кафедру истории русского права назначен профессором из Московского университета Алексей Рождественский. Он останется в учебном заведении и после 1918 года.

В 1915 году в Демидовском лицее появляется еще один новый преподаватель – приват-доцент по кафедре гражданского права Валентин Рязановский. Он проработает здесь два года.

В 1916 году новым преподавателем по кафедре уголовного права в ДЮЛ становится Николай Полянский (ЮШ, с. 631). После реорганизации Лицея в 1918 году он останется работать в университете. 

В 1916 году Демидовский юридический лицей оканчивают Николай Тарабукин и Максим Богданович. Оба уже знают, чему посвятят жизнь: Тарабукин станет известным искусствоведом, а Богданович – поэтом и публицистом, которому суждено сформировать современный литературный белорусский язык.

Наступает 1917 год. После февральской революции через специальную Комиссию по реформе высшей школы проводится проект преобразования Демидовского юридического лицея в Университет. Проект получает одобрение Временного Правительства, но не публикуется, вследствие чего не может быть осуществлен практически. Само возбуждение вопроса и усилия по преобразованию вызваны тем, что Лицей, в том виде, в каком он существовал до 1917 года, не мог удовлетворять потребностям и запросам наступивших времен. «Жизнь выдвигала требования на иные, помимо специально-юридического, отрасли высшего знания, что само юридическое образование не могло быть развернуто в надлежащей полноте и поставлено на должную высоту, когда оно стоит обособленным и оторванным от других гуманитарных наук: только Университет может создать надлежащую академическую среду и обстановку для плодотворной научной работы» (Сборник, вып. 1, с. 336-337).

Книги «Временника ДЮЛ», собственного периодического издания Лицея, публиковавшего научные работы лицейских преподавателей и информацию о своей работе, перестают выходить (БС, с. 13). 

В 1917 году директором Демидовского юридического лицея становится его выпускник и профессор Валериан Ширяев – ему суждено стать последним на этой должности и в дальнейшем возглавить университет. (ЮШ, с. 112).

В 1917 году в Лицей поступает В.И. Беляев. На своем жизненном пути он воплотит связь ярославских юридической и медицинской школ. В 1919 году Беляев переведется на медицинский факультет уже Ярославского университета – преемника Демидовского юридического лицея, и станет одним из первых его выпускников. Позже он будет преподавать судебную медицину на правовых курсах, работать в медицинском и педагогическом институтах в Ярославле (ЮШ, с. 180-181).

Возврат к списку