Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

«Наука - это отдельный вид искусства»: интервью с Дмитрием Доколиным

Магистрант факультета биологии и экологии Дмитрий Доколин крепко связал свою жизнь с исследованиями. Перспективный молодой ученый уже выигрывал грантовый конкурс Фонда содействия инновациям. Биолог продолжит заниматься актуальными вопросами науки в аспирантуре, а после и в «свободном плавании». О своих исследованиях и буднях вне науки он в деталях рассказал нам в новом интервью.

- Почему после школы ты заинтересовался биологией в ЯрГУ?

- Живые организмы меня привлекали всегда, вызывали интерес даже такие их представители, как змеи (которые, как известно, многих отталкивают). Биологией я увлекся в раннем детстве, в школе интерес “подогревался” — я участвовал в олимпиадах, в том числе и региональных. На некоторое время меня вдруг увлекла физика, но в 11 классе я попал в учебный центр «Сириус» в Сочи на биологическую смену в 2016 году — это поставило точку в вопросе выбора одной из двух наук. Именно тогда я осознал, что точно хочу заниматься именно биологией, и даже примерно определился с направлением деятельности.

Демидовский университет же — это вуз моего родного города. Я знал, что это моя территория, и мне здесь будет спокойно. К тому же за годы подготовки к олимпиадам я уже успел познакомиться со многими преподавателями факультета, знал, чего ожидать. Повлияли на ситуацию и результаты ЕГЭ — я, как и многие абитуриенты, грезил поступлением в столичные вузы, даже проходил по баллам в университет Санкт-Петербурга, но все же выбрал ЯрГУ.

За все время учебы на факультете я ни разу не пожалел о своем выборе. Мне очень повезло с научным руководителем, а коллектив в целом проявляет по-настоящему серьезный подход к обучению.

RZCK6tZfeb4KaP0AoiVL-jnpEQcKaSSWXwMH4WzHOWVah2rRli2cwS9SaSjlWxFf1kf32BDEtMjXCaELOI_yUj1B (1).jpg- Когда ты всерьез занялся наукой?

- Увлекся еще в школе, но с практическими шагами было сложно — большинство проектной деятельности все равно осуществлялось на базе университетов, и наука у меня тогда только в теории.

Всерьез научной работой я начал заниматься в конце второго курса учебы в ЯрГУ, когда нашел себе научного руководителя — кандидата биологических наук, доцента кафедры ботаники и микробиологии Юлию Владимировну Зайцеву. Вводным шагом стала курсовая работа по изучению штаммов с чувством кворума. Речь идет о системе коммуникаций у бактерий, которая позволяет регулировать их поведение в сообществе.

Бакалаврскую работу мы сфокусировали на Aeromonas — бактериях, являющихся патогенами у рыб и, хоть очень редко, но и у человека. Мы изучали факторы патогенности и искали способы на нее повлиять.

- Чего ты достиг в исследованиях?

- Мы получили в 2019 году грант Фонда содействия инновациям в размере полмиллиона рублей на два года для разработки тест-системы по результатам исследования, отраженного в бакалаврской работе. Разработку нам удалось реализовать — сейчас мы в процессе получения охранных документов.

Мы продолжим изучение Aeromonas, но уже в более широком аспекте. Если говорить конкретнее, то мы изучаем бактерии в сообществе радужной форели и пытаемся найти инструменты влияния на этих микробов, чтобы «обезопасить» рыбу от патогенных штаммов.

Это очень актуально — то и дело наука изобретает новые антибиотики, а патогенные бактерии вырабатывают к ним резистентность, и бесконечно так продолжаться не может, ведь когда-нибудь появится «супер-бактерия», устойчивая к практически всем видам антибиотиков. Поэтому очень важно научиться влиять на бактерии и их резистентность «изнутри». Этим я занимаюсь сейчас, продолжу изучать и в аспирантуре — будем исследовать патогенность Aeromonas и искать возможности повлиять на нее точечно.

- Что для тебя наука в целом, цель или средство?

- Наука — это нечто особенное. Практические исследования всерьез дополняют процесс обучения, многие вещи мы познаем, занимаясь именно наукой. В каком-то смысле наука — это искусство, как для многих написать картину или составить композицию. Ведь в науке тоже надо найти определенный подход к собственному исследованию.

С другой стороны, наука — игра. Правила каждый раз одни и те же — сможет ли ученый выполнить поставленную перед ним задачу (зачастую - самим собой) или нет.

- Как относятся к вашей деятельности друзья, семья?

- Конечно, и семья, и друзья всегда поддерживали меня в моем увлечении биологией.

Кроме того, среди родных у меня немало ученых людей: моя бабушка — химик, старший двоюродный брат — врач, а младший — биотехнолог. Это в своем роде тоже повлияло на мой выбор жизненного пути.

семья-друзья.jpg- Всем нужно отдыхать от исследований. Как ты отвлекаешься от науки?

- Все зависит от времени — если есть пару выходных дней или даже отпуск, то стараюсь выехать за город. Желательно с друзьями, чтобы провести время активно. Люблю командные спортивные игры, но с годами близких все труднее и труднее собрать вместе, чтобы чем-то таким заняться — у всех свои дела. Также люблю рыбалку — не из-за научной деятельности, просто так. Сейчас, к сожалению, времени на нее мало.

- Как думаешь, что ждет тебя в будущем?

- Несомненно, продолжу заниматься исследованиями после магистратуры и аспирантуры. Можно попробовать совмещать с практикоориентированной работой, например, на фармакологическом производстве или вроде того. Не исключаю, что даже буду преподавать. Это все я узнаю потом. Могу сказать точно одно — наука так и продолжит быть неотъемлемой частью моей жизни.

 



Возврат к списку