Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Задача современного ученого - собрать пазл нового знания

Молодой кандидат наук и молодой декан. Известному исследователю, преподавателю и с недавних пор управленцу Роману Фролову удалось сложить свой пазл успеха ровно к 35 годам. Что сегодня помогает молодежи добиться желаемого и почему путь в науку начинается в школе – обо всем понемногу в интервью с обладателем почетного знака Минобрнауки России «Молодой ученый».

Любовь к истории как к учебному предмету началась в одной из сильнейших гуманитарных школ региона – Гимназии №3, на занятиях у Нелли Борисовны Крашенинниковой.

- Интересовался на самом деле всем. И биологией, и математикой, и физикой. Еще тогда чувствовал потребность в расширении кругозора. Помогали и учителя, и родители. Яркое впечатление - посещение с родителями Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Архитектура, повторяющая элементы античной, так сильно восхитила меня, что сразу после я всерьез увлекся Древней Грецией и особенно Древним Римом.


Виноват Цезарь!

Вторым шагом к науке стали книжные ярмарки и выставки. Важное издание, которое попало в руки юному историку - записки Цезаря. Политик, полководец, наместник северных провинций Республики оказался настолько интересным рассказчиком, что и сейчас, будучи молодым успешным ученым, он обращается к сочинениям Гая Юлия: когда за вдохновением, когда за приятным воспоминанием.

- Цезарь прекрасно писал. О тактике, о стратегии, о войне с галлами и германцами, о политической борьбе в поздней Республике. Острый динамичный сюжет на зависть современным авторам – не оторвешься!

Кроме чтения пятиклассник увлекался картами: изучением исторических атласов и созданием собственных. Не обошлось и без других форм конструкций и реконструкций – сначала помог всем известный конструктор лего, позднее – 3D-моделирование исторических объектов.

К 10 классу Роман Михайлович уже точно знал, что будет поступать на историю в наш, Демидовский университет. Тогда 96 баллов за ЕГЭ по истории позволили поступить без дополнительных вступительных экзаменов. Настало время больших исследований!


Vivat, Athenaeum litterarum Demidowianum Jaroslaviense!

Первый курс, первая лекция и, конечно же, первая исследовательская работа – курсовая. В самом начале профессионального пути будущий декан изучает оппозицию императорской власти при первых правителях династии Юлиев-Клавдиев.

- Тема на самом деле неплохая, но для меня она оказалась неинтересной. Тогда с моим уровнем я мог взять текст древнеримского историка Тацита, отреферировать его, систематизировать материал - уже кое-что, но этого оказалось недостаточно. Проблема в том, что Тацит одной из своих задач как раз и видел описание оппозиции императорской власти. Поэтому первокурснику оставалось не очень много простора для выуживания из текста Тацита того, что римский автор не планировал донести своему читателю (а именно это любят делать ученые). Исследовательской литературы на эту тему оказалось очень много, что обычно не оптимально, если цель – попытаться сделать самостоятельные наблюдения.

Через год Роман Михайлович понял, что хочет попробовать что-то другое. Определиться помогла профессор исторического факультета, доктор исторических наук Вера Викторовна Дементьева.

Выбранные тогда для изучения contiones – своего рода римские «политические митинги», «сходки», народные собрания, на которых не происходило голосование, – стали темой не только диплома, но и кандидатской диссертации.

- Тема оказалась уникальная по своему потенциалу, малоизученная на тот момент даже на международном уровне. То, что поначалу я не смог найти даже и десятка работ по этой проблематике как на русском, так и на иностранных языках (необычная ситуация для тем по политической истории Римской республики), повергало в трепет и одновременно усиливало любопытство.
Интересно было и то, что древние тексты сначала не позволяли определить даже границы самого понятия. Именно с проблемы дефиниции феномена contio у античных авторов я начал: этому вопросу была посвящена первая научная статья, которую удалось опубликовать. А уже на последнем курсе специалитета вместе с научным руководителем мы написали и подали статью в престижный «Вестник Древней истории» (главный российский академический журнал по проблемам древней истории), обосновывая тезис о том, что contiones могли быть несанкционированными.
Мы тогда поспорили с автором первого монографического труда о римских contiones – испанским исследователем Франсиско Пина Поло. Много лет спустя я познакомился с ним лично, получив в подарок книгу, подписанную по-латински: amicus contionalis («друг по сходкам»).


Делу - время

По словам декана, всегда нужно следить за временем – главным и помощником, и оппонентом ученого. Заблуждение некоторых начинающих исследователей, что можно все успеть в последний момент: и статью написать, и обратную связь от руководителя получить, и быстро подготовить итоговый вариант. Нет, для всего этого нужно время и готовность «бить в одну точку» до получения результата.

- Всегда стоит «смотреть по сторонам», потому что ваш результат зависит от кооперации со многими людьми: научным руководителем, редакционной коллегией, соавторами. Необходимо учесть те ограничения, которые есть у них. Помните, что вы не одни и нужно дорожить не только своими ресурсами, но и ресурсами команды, в которой вы работаете.


Собирайте пазл и доверяйте научному руководителю

- Наука – это, с одной стороны, огромный объем данных, который нужно упорядочивать, отбирать, проверять и т.п. Но бывает и так, что сведений очень мало. Это особенно касается античной истории, когда в распоряжении порой две-три фразы, и вы не первый, кто обратил на них внимание. Бывает, что из совершенно разных, непохожих друг на друга деталей плохо сохранившегося «пазла» всё-таки удается с минимумом допущений реконструировать единую непротиворечивую картину.
Чтобы открыть что-то новое, ты всегда опираешься на опыт коллег, великих ученых. Но нужно уметь находить свой подход, который позволит взглянуть даже на давно изученный материал совершено по-новому.

И, конечно, доверяйте научному руководителю. У него есть профессиональная интуиция, чутьё, знания и опыт, которые студенты только приобретают. Вера Викторовна помогла мне найти интересную и по-своему уникальную тему, с которой я смог добиться того, о чем мечтал, к чему шел все эти годы. Построение доверительных рабочих взаимоотношений с руководителем – важнейший навык, без которого не добраться до вершин академической и научной карьеры.

Возврат к списку