Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Александр Степанович Балезин: важнее семья

История семьи Балезиных – это история об огромной любви к своему делу, к науке, к преподаванию, это удивительный союз великих ученых, который стал династией. История каждого члена этой семьи удивительна.

Степан Афанасьевич Балезин родился в 1904 году, он был пятым из семерых выживших детей в семье. Чтобы учиться, семилетнему Степану приходилось ходить в школу за три версты. Окончив начальную школу (два класса) с похвальным листом, Степан продолжил обучение в реальном училище, причем средства на обучение выхлопотал съезд земских учителей. Семье это решение далось не легко. Девятилетний мальчик мог быть полноценным работником - бороновать землю, батрачить у помещика. И все же, Степан вместе с отцом и своей первой учительницей, собрав специально сшитый ее матерью костюм и первые в своей жизни сапоги, отправился продолжать учебу. Так начался путь доктора химических наук, профессора, основателя научной школы ингибиторов коррозии металлов и одного из организаторов ядерной программы СССР, Степана Афанасьевича Балезина. Он участвовал в реформе образования в Индии и проработал в Дели три года.

балезина копия.pngТамара Иосифовна Балезина родилась в 1913 году в семье медиков, с будущим супругом она познакомилась уже будучи аспиранткой мединститута. В родном Старобельске Тамара была одной из первых пионерок, одной из первых девушек, поступивших по окончании семилетки в профшколу и работавших на тракторе. В мединституте она отлично училась и была оставлена в аспирантуре. Позже она станет создательницей отечественного пенициллина, это изобретение спасет сотни тысяч жизней в годы войны. Одним из первых больных, на котором был испытан новый антибиотик, был Степан Афанасьевич, у него была язва после ожога, полученного на передовой при испытании боевой техники.

Тамара Иосифовна и Степан Афанасьевич были учеными в военное время, их разработки были призваны приблизить день победы, и им удалось совершать открытия в эти непростые годы.


Семья Балезиных не считалась бы династией, если бы их сын, Александр Степанович Балезин не стал ученым. Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела региональных исследований (Центр африканских исследований) Института всеобщей истории РАН, Александр Степанович побеседовал с нами о науке, о семье и о ценности образования.

- Почему вы выбрали именно историю, не медицину и не химию?

- Я хотел быть, как отец, мне нравилась химия, хотя и с гуманитарными предметами у меня все было хорошо. Но тут стоит упомянуть моего брата, он был чемпионом Союза по шоссейно-кольцевым гонкам 1978 года и погиб в 1980 году в 39 лет, он был на 12 лет меня старше, и я всегда к нему прислушивался. Как-то он сказал мне: «Не ходи в химики! Если ты будешь хорошим химиком, все будут думать, что это папа тебя продвигает. А если будешь плохим химиком, то будет еще хуже. Будут говорить, что отец-то был «огого», а сын вот никто» (смеется). Но в значительной мере все получилось случайно: мою жизнь изменила поездка к родителям в Индию, отец там работал в проекте ЮНЕСКО в миссии, которая реформировала всю систему школьного образования в Индии, кроме гуманитарных наук. Я учился в девятом классе, поехал к родителям на каникулы. Тогда, конечно, никакого ГИА и ЕГЭ не было, и учились тогда десять классов, меня совершенно спокойно отпустили. В итоге я там пробыл полтора месяца вместо десяти дней. 

балезин дели копия.png

Начальник департамента
Министерства просвещения
Индии профессор Р. Айя вручает
С.А. Балезину памятную медаль
министерства. Дели, 1970 г.

Тогда я и «заболел» востоком, ходил в школу молодого востоковеда при Институте Восточных языков при МГУ (теперь Институт стран Азии и Африки - прим), и хотел изучать Индию. Но тогда была жесткая система, которая до сих пор у нас сохранилась: при поступлении можно указать, на каком отделении хотелось бы учиться, но поступаешь ты в Институт. По направлениям распределяют по неведомым критериям, часто не по желанию студентов, а после распределения никого никуда уже не переводят, можно даже не просить. И сейчас каждый год на кафедре африканистики начинается с нескольких студентов, которые плачут о своей судьбе. К своему ужасу, я понял, что меня зачислили в группу суахили. Я тогда даже не знал, что это Африка. Но все-таки у отца были какие-то знакомства, связи, и где-то 17 сентября меня вызывает зав. индийской кафедрой и говорит, что в порядке исключения я могу выходить в индийскую группу. А на первом куре основной восточный язык идет 16 часов в неделю, я получил тогда уже больше 32 часов языка и познакомился с азами африканистики. . И я сказал, что мне нравится Африка и суахили и что переходить я никуда не буду. И каждый раз, когда я рассказываю эту историю первокурсникам, заканчиваю ее одним и тем же выводом: я не пожалел о своем решении ни одного дня.

- А в какой момент вы поняли, что хотите быть ученым, как родители?

- Действительно, они были двое ученых, абсолютно увлеченных своей работой, а папа еще и преподавал. И он был совершенно уникальным преподавателем, у него единственного чуть ли не на всю систему пединститутов Советского Союза была своя проблемная лаборатория, они выпустили 150 аспирантов, научная работа была поставлена очень широко. И я в этой научной атмосфере рос, но серьезно никогда об этом не думал. Вот как раз преподавать мне всегда нравилось. Когда я был маленьким, играл в школу, придумывал себе классы, заводил журналы. Мне хотелось преподавать, а когда уже в Институте я стал писать какие-то работы, посещать библиотеки, я понял, что это тоже интересно. И всю жизнь я работаю в НИИ, но при этом и преподаю тоже всю жизнь, одно не исключает другого. Поскольку мне все еще нравится моя работа, наверное, по глупости (смеется), я люблю рассказывать своим студентам о своих актуальных исследованиях, о том, чем конкретно занимаюсь, чем занимается наш центр, какие у нас конференции. Наука всегда идет об руку с преподаванием.

балезин с сыновьями копия.png

С.А. Балезин с сыновьями Марком
(слева) и Александром за коллекцией
спичечных этикеток. Москва, 1957 г.

- А ваша мама тоже была преподавателем?

- Мама была очень ярким исследователем, но она совершенно не могла преподавать. Она не могла уложиться в отведенное время, ведь это очень трудно – рассказать о чем-то одном, держать одну тему, когда тебе действительно нравится твоя сфера. Хочется рассказать обо всем и сразу. Помню, как-то во время эпидемии гриппа ее попросили прочитать у папы на кафедре лекцию «Как бороться с гриппом». А она была в должности заведующей Кабинетом интерферона в Институте вирусологии. Меня не было на самой лекции, но я подгадал время, когда она должна была закончиться, чтобы маму забрать на машине. И вот я слышу даже через дверь аудитории аплодисменты, благодарности и аудитории предлагают задать вопросы. И первый же вопрос: «Тамара Иосифовна, так как же бороться с гриппом?».

Они были люди очень увлеченные, и я рос в такой особой среде. До сих пор иногда ведутся дискуссии о том, что важнее в воспитании ребенка: семья или школа? Я-то для себя уверен, что важнее семья. Все, что я получил, из семьи. И ведь никто со мной никогда не учил уроки. Моим любимым развлечением было спросить у отца «папа, а в каком я классе?». И он начинал гадать: в пятом или шестом? А я уже был в девятом. Папа в школе был один раз. Мама ходила на собрания тоже очень редко, все мое обучение шло само собой. Но просто от атмосферы в доме, от того, какие люди бывали в доме, какие велись разговоры у взрослых, от этого всего я стал тем, кем являюсь.

- В истории открытия отечественного пенициллина очень впечатляет момент первых испытаний: Тамара Иосифовна решилась испытать новое лекарство на своем муже, вашем отце. Это огромное мужество или уверенность в своей работе?

Рисунок2.jpg

З.В. Ермольева и Т.И. Балезина 
в пенициллиновой лаборатории

- Я думаю, что это уверенность. Это был первый антибиотик, и было видно в чашках петри, что микробы отступают там, где есть этот пенициллин. Было видно, что у этого препарата есть антибактериальное действие. А у отца была трофическая язва, и без антибиотиков она бы не вылечилась легко. Куда волнительней было испытание на группе безнадежных раненых, которые все в результате выздоровели.
Зинаида Ермольева, которая была руководителем мамы, которую мама глубоко уважала, она совершила действительно мужественный поступок. Провела эксперимент на себе, выпила заразу, холерный препарат, чтобы выяснить, как происходит заражение и как холера лечится. Все-таки это разные поступки.

- Ваш отец занимался ингибиторами коррозии металлов, что было очень важно для сохранения военной техники, а мама разрабатывала лекарства. Как вы считаете, стала ли война катализатором научных прорывов?

- Я думаю, что да. Появились новые задачи, и они требовали немедленного решения. Почему все взялись за пенициллин? Потому что очень многие погибали от раневых инфекций. Люди выживали после боевых действий, но были ранены и умирали уже в госпитале. Нет точной статистики, но это сотни тысяч жизней. Папины ингибиторы коррозии помогали оружию не ржаветь, и исследования атомного оружия тоже стали особенно важными. На эти задачи бросались все средства, ресурсы.

- Ваши родители – это первая советская интеллигенция, вы уже современная. Отличаются ли ученые прошлого века от нынешних, их поколение от вашего?

IMG_3692.jpg

Александр Степанович Балезин

- Моя мама из интеллигентной врачебной семьи, а отец «из низов». И в их жизни все зависело от среды, от учителей и от их собственных способностей к образованию. Поколение моих родителей больше ценило возможность учиться, потому что эта возможность доставалась им большим трудом. Отец всю жизнь что-то читал, как-то образовывался. У нашего поколения уже было больше возможностей, была выстроенная система образования, были кадры, которые нас учили. А по их поколению прошлись и 30-ые годы, идейный каток коснулся и естественных наук, не только гуманитариев.


Ссылки для самых любознательных

Музей современной истории России, в музее хранятся материалы о семье Балезиных https://sovrhistory.ru/index.php

Биография Степана Афанасьевича Балезина https://coollib.net/b/424980/read
О Степане Афанасьевиче Балезине http://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-stepana-afanasevicha-balezina-22-12-04-01-1904-23-01-1982/

Женщина в советской науке: соавтор отечественного пенициллина и интерферона Т.И. Балезина https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45750951&pff=1

Возврат к списку